Как измерить емкость АКБ мультиметром?

Содержание

Как правильно проверить аккумулятор мультиметром

Как измерить емкость АКБ мультиметром?

О дефиците автомобильных батарей мы слышали разве что из уст бывалых владельцев Волг, Жигулей и Москвичей. Плюс от этого был один – процветала культура обслуживания АКБ, в результате чего она исправно работала не менее 7 лет.

Ныне даже изделия класса AGM столько не отхаживают, хотя и 10 лет для них не предел. Безусловно, энергопотребление ВАЗ 2101 и, скажем, «пятерки» от BMW не сравнить.

Вопрос в подходе: дорогой источник тока – вовсе не повод проигнорировать его проверку в магазине и забросить зарядное устройство на верхнюю полку.

Проверка АКБ при покупке мультиметром

Призыв тестировать будущее приобретение нельзя ставить в основу методики выбора новой аккумуляторной батареи – нет смысла обследовать весь ассортимент магазина, достаточно 2-3 конкретные модели.

Определитесь с размером и полярностью, брендом и технологией изготовления (кальциевая, гибридная, E, AGM). Затем выберите этикетку, обещающую побольше ампер и апмпер-часов, и только после этого требуйте тест.

Вольтаж

Простецкая проверка АКБ при покупке подразумевает измерение напряжения на ее выводах. Фактическая цифра позволяет судить о степени заряженности батареи. Вполне понятно, что брать необходимо только 90-100% заряженный вариант – тогда не придется досрочно знакомиться с процедурой десульфатации или утилизировать батарею через сезон другой вследствие осыпавшейся активной массы.

Снять напряжение можно как под нагрузкой, так и в состоянии покоя. К услугам – два вида электроприборов:

  1. Нагрузочная вилка. Электрическая нагрузка, имитирующая подключение емкого потребителя энергии (например, стартера) на короткое время. Корпус оборудован вольтметром.
  2. Мультиметр. Многофункциональный прибор, в составе которого есть электронный вольтметр, замеряющий разность потенциалов без нагрузки.

Альтернативные методы оценки состояния батареи

Когда знать цифру в Вольтах достаточно? Когда АКБ максимум 6-месячной давности распаковывается на наших глазах и производится первичный замер напряжения. Факт 100% заряженности автоаккумулятора подтверждает низкую степень саморазряда – можно смело брать.

Дополнять замеры напряжения показаниями ареометра полезно, если корпус будущего объекта капиталовложения покрыт пылью, а следов заводской упаковки не видать. Делать это необходимо потому, что продавцы периодически заряжают подобные аккумуляторы. Одному вольтметру не по силам выяснить, добросовестно ли выполнена зарядка или батарею всего лишь часок «погоняли» большим током.

Чему точно не стоит доверять, так это цветовым индикаторам. Толку от этой игрушки мало: во-первых, она показывает состояние только одной банки из 6, во-вторых, белый цвет на самом деле уже критичен.

Какие цифры: проверка нового АКБ при покупке нагрузочной вилкой, мультиметром и ареометром

Не зная допустимых границ колебания напряжения или плотности электролита, смотреть на приборы бессмысленно. А что касается нагрузочной вилки так и вовсе: не разглашая ее параметров, продавец может подсунуть вместо заряженного источника тока вариант «так себе», порой сам того не осознавая.

Обслуживаемые батареи: тестер + ареометр

Комплексно проверить автомобильный аккумулятор при покупке и выдать на этой основе максимально точное заключение о его состоянии позволяет хорошо известный дедовский метод. Суть его в сравнении измеренного напряжения с плотностью электролита в каждой банке.

Естественно, для AGM и прочих необслуживаемых моделей, в которых не предусмотрены пробки для доступа к внутренностям изделия, этот способ оценки заряженности не актуален.

Итак, распаковка выбранных по нужным параметрам АКБ происходила неизвестно когда и цель покупателя – определить модель, которая в тонусе: заряжена, причем добросовестным образом.

Если продукту более полугода – сразу отставляем в сторону: вкладывать в такой экземпляр рискованно.

Каждый месяц даже AGM батарея теряет около 3% емкости в результате саморазряда, а владельцы торговой сети чаще производят зарядку неважно. Свежих претендентов продолжаем тестировать:

  • Замер тестером напряжения. Батареи с разностью потенциалов менее 12,6 В (при температуре +20…+25°C) вежливо отсеиваются по причине подозрения в повышенном саморазряде.
  • Померить плотность ареометром в каждой банке. При 12,6-12,7 В приемлемая плотность электролита лежит в пределах 1,26-1,28 г/см3 (при +20…+25°C).

Необслуживаемые батареи: нагрузочная вилка + вольтметр

Мысль о том, что проверка заряда АКБ при покупке будет выполнена не мультиметром, а сведется к прикладыванию нагрузки, тешит многих. Полагается, что, сравнив напряжение в режиме подключенного сопротивления с данными из какой-то таблицы, можно судить о работоспособности аккумулятора. На самом деле у теста нагрузочной вилкой два подводных камня:

  • Этот метод не разоблачит факт быстрой подзарядки. При пониженной плотности и приемлемом вольтаже изделие способно держать нагрузку в течение тестируемых 5 секунд, но 100% емкость не восстановлена.
  • Точность диагноза зависит от емкости автоаккумулятора и характеристик вилки. Универсальной таблицы, увязывающей напряжение с амперажом прибора и цифрами в А*ч нет.

Основная проблема в том, что единых требований к изготовлению нагрузочных вилок нет. Одна модель может давать нагрузку в 100 А, другая – в 80 А, а третья – в 150 А. Допустим, этот момент у продавца уточнить удалось. Как быть с емкостью: большинство таблиц в интернете не предоставляют даже малейшего понятия о том, для какой цифры А*ч разработаны нормы вольтажа.

Ситуация с анализом необслуживаемых батарей на самом деле плачевная. По сути, достоверность проверки держится на показаниях мультиметра: по напряжению нормально разомкнутой цепи (в состоянии покоя) судят о заряженности изделия. Вилка лишь отчасти проясняет картину: если вольтметр демонстрирует менее 10 В под нагрузкой (при комнатной температуре), то такой аккумулятор – в сторону.

Приумножить достоверность результатов помогают дополнительные приборы и неординарные подходы к диагностике:

  • Диагностический сканер. Серьезные торговые сети располагают подобным оборудованием, комплексно тестирующим АКБ. Точность диагноза приближается к 100%. Владельцев мелких магазинов отталкивает цена такого аппарата – 60 000 рублей и выше.
  • Сравнение. Если продавец позволит, можно протестировать под нагрузкой подобные или такие же модели с той же емкостью. Выбор за тем, кто выдает больше вольт при активной нагрузочной вилке (естественно, больше 10 В).

Вместо заключения

Даже самая кропотливая проверка качества автомобильного аккумулятора при покупке, совершенная всеми возможными приборами, не способна уберечь покупателя от брака.

Безусловно, выбрать одного из лидеров рейтинга АКБ – надежный способ оградить себя от приобретения бракованного изделия, но все же. Гарантийные обязательства предоставляет каждый производитель.

Вопрос в подтверждении гарантии:

  • После теста внимательно осмотрите продукт на отсутствие сколов, глубоких царапин на корпусе.
  • Все протестированные показания должны быть записаны в паспорт, выдаваемый на руки.
  • Требуйте внесения в гарантийный талон фактических показаний бортовой сети автомобиля (потребление тока стартером, зарядка от генератора, утечки). Измерения проводятся персоналом торговой сети.
  • Цикл диагностики бортового оборудования и аккумулятора должен производиться персоналом магазина каждые 6 месяцев. Они же вносят результаты промежуточной проверки в паспорт.

И напоследок – перед использованием погоняйте новую батарею малым током (1-2 А) в течение 7-8 часов.

Источник:

Как проверить аккумулятора автомобиля на работоспособность

Состояние аккумулятора автомобиля — предмет постоянной заботы владельца. Если за ним не следить, проблемы настигнут в самый неподходящий момент, и обижаться надо будет только на самого себя.

Большинство водителей знает о важной и ответственной роли АКБ, выполняя осмотр и регулярно производя необходимое обслуживание.

Но некоторые начинающие автолюбители не имеют представления, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, а также какие инструменты или приспособления для этого нужны. Вопрос важный, поэтому следует рассмотреть его со всех сторон.

Визуальный осмотр

Первым действием, выполняемым при осмотре АКБ, является обычный визуальный осмотр. Необходимо проверить, нет ли изъянов, видимых внешне:

  • Нарушения целостности корпуса.
  • Загрязнения, слой пыли или мелкого мусора.
  • Состояние клемм, наличие белого или зелёного налёта окислов.
  • Потёки электролита или влага.
  • Ослабление контакта клемм, отсутствие плотности прилегания.

Внешний осмотр аккумулятора надо производить регулярно. Он не отнимет много времени, но позволит обнаружить первые признаки износа или разрушения, сигнализирующие о необходимости ремонта или замены. Каждый раз, когда владелец заглядывает под капот автомобиля, он должен уделить несколько секунд для оценки внешнего вида АКБ.

Обнаруженные загрязнения, лужицы воды или потёки электролита следует удалить ветошью. Для удаления потёков электролита можно использовать слабый раствор щёлочи (на 100 г воды берётся 5 г соды), после чего корпус насухо протирают сухой тряпкой.

Допускать наличие влаги на корпусе нельзя, поскольку это приводит к ускоренному интенсивному саморазряду.

Корпус аккумуляторной батареи должен быть целым, а грязь на контактах отсутствовать

Ослабленный контакт клемм уменьшает пусковой ток, что замедляет процесс зарядки, ухудшает запуск двигателя. Вследствие увеличения сопротивления и плохого прилегания контактов образуется налёт окислов, клеммы сильно нагреваются, усугубляя проблему еще больше.

Вопрос решается зачисткой клемм мелкой наждачной бумагой, затяжкой контактов и смазкой техническим вазелином. Можно поступить ещё проще — проверяя уровень масла в двигателе, достаточно прикоснуться концом щупа к контактам.

Этой капельки масла достаточно, чтобы защитить поверхность клемм от возникновения налёта окислов.

Существует два явных признака выхода АКБ из строя:

  • Усилия стартера не хватает, чтобы завести двигатель. Искра слабая и поджечь топливную смесь она не в состоянии. Двигатель прокручивается с заметным трудом.
  • Заряд АКБ быстро заканчивается. Это особенно заметно в зимнее время, когда заряда хватает лишь на несколько запусков.

При появлении признаков снижения работоспособности АКБ следует определить причину быстрого исчезновения разряда. Не всегда в этом виноват сам аккумулятор, нередко источником проблемы являются другие элементы:

  • Слабый ток генератора не в состоянии качественно зарядить аккумулятор. Эту проблему надо решать на СТО.
  • Неправильно подключенные устройства и приборы также способствуют ускоренной разрядке АКБ.
  • Долгий срок службы аккумулятора, вызвавший износ устройства (сульфатация, механические повреждения, окисление).
  • Проблемы с электропроводкой. Со временем изоляция перетирается, и появляется возможность замыкания.
  • Неопытные или невнимательные водители нередко оставляют включенными некоторые приборы — магнитолу, индикаторы или лампочки. Это способствует расходу заряда АКБ.
  • Отсутствие обслуживания. Если не производится постоянный уход за аккумулятором, срок его службы начинает стремительно сокращаться.
Читайте также  Как определить полярность светодиода мультиметром?

Когда внешние причины расхода заряда устранены или не обнаружены, вероятность отказа аккумулятора значительно увеличивается. Необходимо произвести проверку его работоспособности. Существует несколько методов определения его состояния:

Уровень и плотность электролита

Этот способ проверки годится только для измерения заряда обслуживаемых аккумуляторов. Устройство устанавливают на горизонтальную поверхность, откручивают все пробки банок и визуально определяют количество электролита в каждой из них. Он должен быть примерно на 1 см выше уровня верхушек пластин.

Если требуется более точная проверка, понадобятся градуированная или простая стеклянная трубка и линейка. Трубку опускают в электролит до упора в край пластины, свободный конец зажимают пальцем и вынимают её из банки. Измеряют длину столбика электролита, оставшегося в трубке. Она должна составлять 10-15 мм.

Если уровень не соответствует номинальному значению, доливают до нужного количества дистиллированную воду. Подобным образом производят проверку уровня в каждой банке.

Немного устаревший ареометр с семью поплавками для измерения плотности электролита

Для проверки плотности понадобится ареометр. Он представляет собой стеклянную колбу, на верхнем конце которой установлена резиновая груша, а внутри находится поплавок с нанесённой шкалой (градуировкой).

Для проверки следует опустить свободный конец трубки в электролит и с помощью груши втянуть его внутрь. Поплавок должен свободно плавать в жидкости. Линия градуировки, совпадающая с поверхностью электролита, покажет значение плотности в г/см3. В норме она составляет 1,28+- 0,01 г/см3.

Понижение значения на 0,01 означает разряд на 5-6%. Проверку надо производить в соответствующих условиях:

  • Произведена полная зарядка АКБ.
  • Температура воздуха должна составлять 25о.

Если при проверке получено значение 1,23 г/см3, значит, плотность упала на 0,05 г/см3, что означает падение заряда примерно на 30%. Нужна подзарядка. Рекомендуется производить такую проверку раз в полгода. Если после полной зарядки показания не соответствуют контрольным значениям, необходима замена электролита.

Измерение ёмкости

Методика состоит в осуществлении контрольного разряда батареи с заранее известными показателями нагрузки. Определяется, за какое время устройство отдаст половину своего заряда при известной нагрузке. Единицей измерения служат ампер-часы (а/ч). Для проверки ёмкости необходимо полностью зарядить АКБ.

Затем следует убедиться в полноте заряда, для чего надо проверить плотность и объём электролита. После этого к аккумулятору подключается потребитель с заранее известной мощностью, например — лампа на 24 Вт, отмечается точное время подключения.

Лампа горит до момента падения напряжения АКБ на 50% от первоначального значения (при полной зарядке устройства). Время, потраченное на половинный разряд батареи, умножается на силу тока, присутствующего в цепи аккумулятор-лампа при подключенной нагрузке.

Полученная величина сравнивается с паспортным значением ёмкости в а/ч. Чем ближе окажутся оба показателя, тем лучше техническое состояние аккумулятора.

Источник: https://akkummaster.com/obsluzhivanie/proverka-akkumulyatora-multimetrom.html

Узнаем как измерить емкость аккумулятора мультиметром: пошаговая инструкция

Как измерить емкость АКБ мультиметром?

Сегодня батареи различных типов применяются в самой разнообразной технике. Это обеспечивает автономность и комфорт при работе с оборудованием. От правильной работы аккумулятора зависит функционирование техники, поэтому пользователи стремятся контролировать основные показатели батарей.

У владельцев транспортных средств, устройств, механизмов, инструментов, которые работают от электричества, может возникнуть вопрос, как измерить емкость аккумулятора мультиметром. Этот несложный процесс выполняется по определенной инструкции. Как произвести замер самостоятельно, каждому пользователю будет интересно изучить подробно.

Измерение емкости аккумулятора выполняется при помощи специального прибора. Он сочетает в себе функции амперметра, вольтметра и омметра. Поэтому мультиметр считается универсальным прибором.

уровень зарядки аккумуляторов различного типа (автомобильных, для ноутбука, телефона, бытовых приборов и т. д.).

Прибор позволяет замерять постоянный и переменный ток, его непрерывность в сети. Также он предоставляет информацию о сопротивлении элемента цепи. Это полезный прибор, который пригодится в быту каждому домашнему мастеру.

Типы мультиметров

Задаваясь вопросом, можно ли мультиметром измерить емкость аккумулятора автомобиля, смартфона, ноутбука или любой другой бытовой техники, необходимо рассмотреть типы представленных приборов.

Существуют аналоговые и цифровые мультиметры. В первом случае результат измерений показывает стрелка на особой шкале. Это один из самых дешевых типов устройств. Однако тем, кто никогда не пользовался подобными приборами, лучше отдать предпочтение цифровым разновидностям. Также аналоговые мультиметры имеют небольшую погрешность в измерениях.

Цифровые мультиметры выводят результат замера на дисплей. Это их отличает от предыдущей группы устройств. Информация на экране характеризуется высокой точностью и понятна для любого пользователя.

Устройство прибора

Вникая в вопрос, как определить емкость аккумулятора мультиметром, требуется также понять, как работает устройство. Конструкция прибора имеет циферблат. На него выводится информация теста. Если применяется аналоговая разновидность устройства, перед применением необходимо изучить значение делений.

Также прибор имеет кнопку или переключатель функций. Этот элемент конструкции позволяет переключать режимы и масштаб счетчика. При хранении прибора ручку устанавливают в выключенное положение. Для начала работы с мультиметром рычаг включают в нужный режим.

В корпусе обязательно имеются отверстия для щупов. Зонд с красным проводом имеет положительную полярность, а с черным – отрицательную. Это основные моменты, которые должен знать начинающий пользователь.

Существующие типы батарей

При использовании бытовых приборов пользователя может интересовать, как измерить емкость аккумулятора 18650 мультиметром. Этот размер батарей в народе принято называть пальчиковыми. Его чаще всего применяют в различных пультах, фонариках, бытовых приборах. Чтобы исследовать работоспособность каждого элемента питания, производится замер заряда таких батарей.

Также пользователь может интересоваться, как проверить функциональные качества таких разновидностей, как батарея для ноутбука, смартфона или любого другого гаджета. Если после полной зарядки прибора мультиметр показывает емкость, отличную от заявленной производителем, аккумулятор в скором времени придется поменять.

В различных электроинструментах может применяться батарея, которая требует правильного подхода к зарядке. Если это требование производителя не выполняется, емкость аккумулятора постепенно снижается. Определить подобные неполадки можно при помощи мультиметра.

Одним из основных направлений применения измерительного прибора является оценка емкости автомобильного аккумулятора (АКБ). В этом случае применяется особая технология замеров.

Измерение заряда аккумулятора

Рассматривая, как измерить емкость аккумулятора телефона мультиметром, а также других видов бытовых батарей, следует изучить технологию этого процесса. В первую очередь необходимо включить измерительный прибор. Его рычаг переключения режимов устанавливается в положение «Постоянный ток».

Максимальный диапазон при измерении подобных типов батарей должен составлять от 10 до 20 МА. Далее щупы подносят к контактам батареи. При этом «минус» надо подсоединить к «плюсу» и наоборот. Если действие выполнено правильно, на экране появится показание теста. Например, для пальчиковой батареи значение может колебаться от 0 до 1,5 В.

После замеров электрическую цепь быстро разъединяют. Для всех батарей, которые тестируют представленным способом, следует сопоставлять полученный результат с показателями на коробке. Если имеются отклонения, нужно сделать выводы о дальнейшем применении аккумулятора.

Автомобильный аккумулятор

Владельцы автомобилей также могут интересоваться, как измерить емкость аккумулятора мультиметром. Инструкция проведения этого процесса содержит ряд особенностей. АКБ могут иметь датчик, позволяющий определить их емкость и изменение заряда. Однако далеко не в каждом автомобильном аккумуляторе есть такая функция. В этом случае поможет оценить показатели мультиметр.

При проведении теста производится замер напряжения на клеммах. Полностью заряженная АКБ будет иметь результат 12,6 В. Если же показания снизятся до 12,2 В, это говорит о частичной разрядке батареи. При этом владелец авто должен подзарядить аккумулятор.

Если без нагрузки на АКБ мультиметр показывает цифру меньше 12 В, это означает, что прибор полностью разряжен. Критичными считаются показания прибора менее 11 В. В этом случае батарея больше не может эксплуатироваться. Также аккумулятор нельзя будет заряжать, поэтому придется приобретать новое оборудование.

Как проверить АКБ?

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Замер емкости мультиметром

Изучая, как измерить емкость аккумулятора мультиметром, следует рассмотреть основные особенности этого процесса. Существует несколько способов его выполнения. Реже применяется подход замера емкости при помощи контрольного разряда. Замер емкости происходит при нагрузке, которая способна забрать половину тока аккумулятора.

При проведении этого процесса владелец транспортного средства должен учитывать плотность электролита. Если АКБ заряжена полностью, этот показатель составит 1,24 г/см³. Если аккумулятор разряжен на одну четвертую часть, показатель составит 1,2 г/см³. Соответственно, наполовину разряженный источник питания покажет 1,16 г/см³.

Проверка производится, если автомобиль плохо заводится. Емкость и заряд аккумулятора должны быть в установленных производителем рамках, иначе работа оборудования будет неполноценной.

Замер емкости

Зная, как измерить емкость аккумулятора мультиметром, можно произвести процедуру самостоятельно. Для этого требуется подготовить мультиметр. При измерении на аккумулятор должна действовать нагрузка, забирающая половину тока аккумулятора. Например, если емкость АКБ составляет 7 А-ч, то нагрузка должна быть 3,5 В. Потребуется лампочка автомобильной фары (35-40 В).

Подключается нагрузка. Далее нужно несколько минут подождать. Нагрузка в виде лампочки позволит сразу же определить низкий заряд аккумулятора. Если свет тусклый, батарея больше эксплуатироваться не может.

Если лампочка светит ярко, можно производить замер. Напряжение на клеммах 12,4 В говорит об исправности аккумулятора, его полной емкости. Если существуют определенные проблемы с запуском, проблема заключается не в АКБ. Если же емкость составляет меньше 12,4 В, следует задуматься о приобретении в скором времени новой батареи.

Если параметры оборудования при замерах не соответствуют тем, которые указал производитель в инструкции, автомобиль, телефон, электроинструменты не смогут работать правильно. Это вызовет их скорую поломку и приведет к необходимости приобретать новое дорогостоящее оборудование.

Рассмотрев, как измерить емкость аккумулятора мультиметром, можно оценить функциональность батареи любой разновидности. Это позволит избежать неправильной работы любой электрической техники, запитанной от автономного источника электричества.

Источник: https://autogear.ru/article/302/717/kak-izmerit-emkost-akkumulyatora-multimetrom-poshagovaya-instruktsiya/

Как проверить емкость аккумулятрора мультиметром?

Как измерить емкость АКБ мультиметром?

АКБ, имеющий полный заряд, освободит водителя от проблем, связанных с заведением авто. Чтобы двигатель не «чихал» и когда аккумулятор не может самостоятельно повернуть коленвал с требуемой частотой, требуется провести проверку заряда или емкости батареи. Но как проверить емкость аккумулятора и его заряд? Этот вопрос будет рассмотрен ниже.

По каким причинам представленное устройство может работать неисправно:

  1. Периодичная недозарядка. Это может случаться при длительных и частых поездках, либо при прогреве автомобиля зимой.
  2. Перезарядка автомобильного АКБ. Это может повлиять на ломкость пластин.

Измерение заряда с помощью мультиметра

Мультиметр — это специальное устройство, предназначенное для измерения заряда автомобильного аккумулятора. Является многофункциональным, так как он сочетает в себе вольтметр, амперметр и омметр. Устройство обладает небольшими размерами, что делает его компактным и переносным.

Простой прибор имеет следующий разбег измерений:

  1. Простое напряжение — от 0 до 200мВ, 2В, 20В, 200В, 1000В.
  2. Переменное — от 0 до 200В и 750В.
  3. Постоянное — 2мА, 20мА, 200мА.
  4. Сопротивление — от 0 до 200 Ом.

Для того, чтобы убедиться в нормальной работе электроники автомобиля, измерьте показатель исправной работы батареи. Есть несколько методов измерения заряда батареи. Один из самых популярных и быстрых — это мультиметр, имеющий небольшую цену и простоту в применении.

Читайте также  Как проверить дроссель люминесцентной лампы мультиметром?

Использовать данное устройство для того, чтобы узнать заряд автомобильного АКБ требуется следующим способом:

  1. Включите прибор и настройте на нем режим, отвечающий за контроль постоянного напряжения.
  2. Затем введите диапазон, который должен быть больше отмеченного максимального в аккумуляторе. К примеру, это может быть 20В.
  3. Подсоедините черный щуп к минусу.
  4. Подсоедините красный щуп к плюсу.
  5. Отметьте полученные результаты на мониторе прибора.
  6. Осторожно отсоедините устройство.

Числа, которые показывает мультиметр, говорят об имеющимся заряде в процентах:

  1. Если напряжение в АКБ составило 12,8, то заряд полный.
  2. Если напряжение достигло 12,6, то заряд — 75%.
  3. Если напряжение достигло 12,2, то заряд — 50.
  4. Если напряжение 12,0, то заряд — 25.
  5. В случае показателя ниже планки 11,8, то батарея полностью разряжена.

Важно! Для того, чтобы убедиться в точности результатов, требуется повторить проверку спустя 5 часов, не забудьте отключить АКБ!

Измерение ёмкости мультиметром

Второй вариант измерения заряда автомобильного АКБ — проверка емкости с помощью мультиметра. Стоит отметить, что нормальные показатели, при проверке без наличия нагрузки, составят от 12 до 12,5В, а при наличии нагрузки — 11В.

Чтобы узнать емкость аккумулятора требуется выполнить следующие действия:

  1. Удостоверьтесь, что батарея полностью заряжена.
  2. Затем присоедините к аккумулятору электрическую цепь с нагрузкой на 2 минуты. Для этого можете применить лампочки фар соединенные друг с другом.
  3. Если лампы горят не ярко, а результат измерения показывает меньше 12,4В, то АКБ полностью рабочая, но при этом у вас возникнут проблемы при заведении двигателя в зимний период.
  4. Если результаты менее 12, то ваш АКБ требуется заменить на новый.

При периодичной проверке заряда и емкости этого устройства, вы избежите различные проблемы при поездках и сможете обеспечить безопасность для бортового компьютера авто. Благодаря мультиметру вы будете всегда знать о заряде батареи сможете своевременно подсоединять его к зарядному устройству.

Таким образом вы хорошо продлите срок эксплуатации батареи. Еще один критерий — вы будете уверены в том, что машина не заглохнет в самый неожиданный и неудобный момент.

Как замерить емкость АКБ в домашних условиях?

Некоторые водители не имеют мультиметр, но это не значит, что не нужно проверять эти показатели вовсе. Провести данную процедуру возможно и без этого устройства в домашних условиях. Возьмите небольшую комнатную лампочку на 12 вольт, мощность которой должна быть высокой.

Подключите ее к батарее и затем можно начинать проверку, ориентируясь на степень яркости лампы. Если свет будет тусклым, то это говорит о небольшом заряде АКБ или же о его длительном сроке эксплуатации.

Вам также может понравиться…

Источник: http://ilovekiario.ru/autosovet/kak-proverit-emkost-akkumulyatora.html

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром – метод измерения в зависимости от типа батареи

Как измерить емкость АКБ мультиметром?

Одна из задач, решаемых с помощью мультиметра, состоит в оценке работоспособности автономного источника питания, то есть батареи.

Умение делать это особенно необходимо автомобилистам: отправляться в дальний путь можно только на полностью исправном автомобиле.

В этом материале расскажем, как проверить емкость аккумулятора мультиметром и какие признаки свидетельствуют об исправности батареи.

Материал

Выпускаются батареи:

  • свинцово-кислотные;
  • литий-ионные;
  • никель-кадмиевые;
  • никелево-железные;
  • щелочные;
  • кальциевые;
  • сурьмянистые.

Свинцово-кислотные аккумуляторы используются в автотранспортных средствах для запуска двигателя. Литий-ионные — в телефонах и ноутбуках. По этой же технологии сегодня изготавливают универсальные аккумуляторы в форме пальчиковой батарейки.

Никель-кадмиевые считаются устаревшими. В сравнении с литий-ионными они менее удобны, поскольку их требуется заряжать и разряжать полностью. В противном случае емкость батареи уменьшается.

Прочие виды аккумуляторов применяются для специфических задач.

 Напряжение

Каждый электропотребитель рассчитан на то или иное напряжение и это нужно учитывать при выборе аккумулятора. К примеру, автомобильный аккумулятор генерирует напряжение в 12 В, пальчиковый — в 1,5 В. Чтобы запитать приемник или фонарик на 3 В, соединяют последовательно два аккумулятора напряжением в 1,5 В.

Максимальный ток или номинальная нагрузка

Эти параметры увязаны, поскольку сила тока обратно пропорциональна сопротивлению нагрузки. При мощности нагрузки свыше допустимой, в цепи протекает ток большой силы, что приводит к повреждению аккумулятора.

Автомобильные аккумуляторы рассчитаны на токи в 460 – 560 А, так как для запуска двигателя требуется значительная мощность.

 Емкость

Данный параметр измеряется в ампер-часах (А*ч или AH). Он отображает длительность работы батареи с определенной нагрузкой.

К примеру, емкость автомобильных аккумуляторов составляет от 45 до 100 А*ч.

Батарея емкостью 60 А*ч сможет питать нагрузку, потребляющую ток в 1 А (мощность 12 Вт), в течение 60 часов.

Нагрузка мощностью 24 Вт, потребляющая ток в 2 А, сможет работать только 30 ч.

То есть время работы рассчитывается по формуле: t = E / I, где Е — емкость аккумулятора в А*ч, I — сила тока.

Если известна мощность нагрузки W, силу тока рассчитывают по формуле I = W/U, где U — напряжение аккумулятора.

При помощи мультиметра определяют:

  • уровень заряда (по напряжению холостого хода);
  • рабочее напряжение: проверяется при подключении заряженного аккумулятора к нагрузке.

Можно при помощи этого прибора измерить и емкость аккумулятора.

Полярность измерений

При проверке мультиметром параметров источников постоянного тока значение имеет полярность щупов. Порты тестера обладают следующим потенциалом:

  • порт «COM»: отрицательный;
  • порты «V/Ω», «mA» и «20A max»: положительный.

Щупы абсолютно идентичны, но принято в порт «COM» с отрицательным потенциалом включать черный. Все инструкции пишутся в расчете на такое подключение, потому пользователю целесообразно взять его за правило. Тогда при проведении измерений «минуса» батареи касаются черным щупом, «плюса» — красным.

Расположение щупов

Если сделать наоборот, результат зависит от типа мультиметра:

  • цифровой (с жидкокристаллическим дисплеем) прибор отобразит значение измеряемого параметра, но со знаком «-»;
  • аналоговый (стрелочный) стрелка упрется в начало шкалы, измерения выполнить не получится.

Существуют тестеры с симметричной шкалой. «Ноль» располагается посредине и стрелка может отклоняться в обе стороны, отображая и положительные, и отрицательные величины. Но чаще встречаются аналоговые мультиметры с асимметричной шкалой, где «ноль» расположен слева.

Под нагрузкой

Режим, при котором аккумулятор питает нагрузку, называется рабочим. Неисправная батарея может иметь достаточное напряжение на холостом ходу, но в рабочем режиме оно обязательно упадет ниже критического.

Для замера рабочего напряжения аккумулятора, мастера применяют мультиметр с нагрузочной вилкой. Последняя представляет собой проводник с высоким сопротивлением. За неимением такого инструмента применяют обычный мультиметр и любую подходящую нагрузку. Полностью заряженный автомобильный аккумулятор в исправном состоянии при нагрузке в 100 А выдает напряжение в 10,8 В.

Метод контрольного разряда

Данный метод применяют для оценки емкости аккумулятора.

Суть его состоит в следующем:

  • аккумулятор полностью заряжается;
  • к нему подключается нагрузка с постоянной мощностью и в этот момент засекается время;
  • в ходе проверки постоянно контролируют мультиметром напряжение на полюсах аккумулятора или силу тока в цепи и по достижении критически низких значений, свидетельствующих о разряде батареи, фиксируют длительность ее работы;
  • определяют емкость по формуле E = t х I, где t — длительность работы в часах, I — сила тока в цепи.

Например, к автомобильному аккумулятору можно подключить 12-вольтовую лампочку мощностью 60 Вт. Она потребляет ток силой 60 / 12 = 5 А. Аккумулятор емкостью 60 А*ч способен питать такую лампочку в течение 60 / 5 = 12 часов, после чего напряжение падает ниже 12 В. Чтобы ускорить проверку, две лампочки включают параллельно, что увеличит ток в цепи до 10 А. Тогда аккумулятор разрядится через 60 {А*ч} / 10 = 6 часов.

Если батарея разрядилась быстрее, ее емкость определяют по приведенной выше формуле и в случае значительного отклонения от нормы аккумулятор ремонтируют или меняют на новый.

Проверка зарядки аккумулятора и утечки тока

Помимо параметров аккумулятора, автолюбители проверяют ряд дополнительных показателей.

Напряжение на клеммах генератора для зарядки аккумулятора

При работающем двигателе генератор заряжает батарею. Необходимо завести двигатель и замерять мультиметром напряжение на его полюсах. В норме оно составляет 13,5 – 14 В, при низком уровне заряда в батарее — свыше 14 В. Подавая повышенное напряжение, система стремится быстрее восполнить недостаток заряда.

Для зимы, напряжение на клеммах генератора свыше 14 В является нормой: при низких температурах, аккумулятор быстрее разряжается. Но по истечении примерно 10 мин. напряжение должно упасть до 14 В. Если оно и дальше остается высоким, это может указывать на неисправность реле (регулятор напряжения), способную привести к выкипанию электролита в батарее.

Величина утечки тока

При отключенных потребителях, бортовая электросистема все равно расходует заряд — это и называется утечкой. Важно убедиться, что она не превышает допустимых величин. Для разных автомобилей допустимым считается ток от 10 до 80 мА, можно ориентироваться на усредненную величину — 60 мА.

Замер производят так:

  1. Отключают все электрооборудование в автомобиле, ключ из замка зажигания вынимают.
  2. Настраивают мультиметр: черный щуп включают в разъем «COM», красный — в «20А max», а переключатель устанавливают в сектор «DCA» или «A-» на верхнюю позицию — «20А».
  3. Снимают с аккумулятора минусовую клемму и подключают мультиметр в разрыв цепи: черным щупом касаются клеммы, красным — снятого провода. Снимают показания.
  4. Если на дисплее отображается число с двумя нулями впереди, диапазон измерений понижают, поворачивая переключатель на одну позицию вниз. Так поступают до тех пор, пока на дисплее не появится числовое значение, что считается признаком правильно выбранного диапазона. При переходе к диапазону «200m» (менее 200 мА) красный щуп извлекают из разъема «20 А max» и включают в разъем «mA».

При наличии утечки свыше 60 мА занимаются ее поиском и устранением. Для этого по очереди снимают предохранители, каждый раз повторяя измерения.

Сопротивление провода между генератором и аккумулятором

В норме этот показатель составляет:

  • при выключенном двигателе: 20 Ом;
  • при работающем: 40 – 50 Ом.

Если сопротивление высокое, зачищают контакты на массе и проводе, затем повторяют проверку.

Сегодня мультиметр превратился в прибор первой необходимости, с его помощью пользователь может получить исчерпывающие данные о состоянии батареи любого типа и назначения. Проверку автомобильного аккумулятора следует выполнять осторожно: в случае ошибки мультиметр может сгореть.

Источник: https://proprovoda.ru/instrument/izmeritelnyj/multimetr/kak-proverit-emkost-akkumulyatora.html

Проверка АКБ: какие параметры аккумуляторных батарей нужно проверять и как это сделать?

Как измерить емкость АКБ мультиметром?
Не секрет, что со временем емкость аккумуляторных батарей становится меньше, и они уже не могут отдавать устройству то количество тока, которое могли отдавать раньше. В связи с этом у многих пользователей часто возникает вопрос о том, как измерить емкость аккумулятора, а точнее, как узнать показатель его остаточного потенциала, с помощью которого можно понять, будет ли нуждаться АКБ в ближайшей ее замене.

Если исходить из понятия, что показатель емкости — это количество энергии или тока, отдаваемое батареей в течение определенного промежутка времени, просто «померить» ее мультиметром не получится. Если речь идет о том, как узнать реальную емкость аккумулятора в виде пальчиковых батареек, здесь придется вначале произвести замеры тока, а потом воспользоваться некоторыми нехитрыми вычислениями — для того, чтобы показатель был как можно более точным.

Что же касается любого мобильника на базе Андроид, емкость аккумулятора телефона можно проверить с помощью небольшого USB-тестера.

Как рассчитать емкость батареи?

(Определить, узнать)

Для расчета используем простую формулу:

C б = I н * t, где:

  • C б – емкость батареи, мА*ч;
  • I н – ток нагрузки, мА;
  • t – время работы, ч.

На вторичных источниках эта величина указана на корпусе или упаковке в виде числового значения. Например: 900 мА*ч или 550 мА*ч. Чем больше величина этого значения, тем дольше будет работать прибор с данным источником питания от зарядки до зарядки.

Читайте также  Как проверить конфорку электроплиты мультиметром?

Для первичных источников питания, которые не подлежат повторной зарядке, это значение считается принятым:

Обозначение (маркировка) Вид батареи C б, мА*ч
R6, солевая (1)LR6, щелочная (2)FR6, литиевая (3) 1100 – 3500
AAA R03, (1)LR03, (2)FR03, (3) 540 – 1300
B LR12, (2) 8350
C R14, (1)LR14, (2) 3800 – 8000
D R20, (1)LR20, (2) 8000 – 19500
N R1, (1)LR1, (2) 1000
1/2AA R14250, (1) 250
R10 R10, (1) 1800

Из таблицы наглядно видно, какая емкость у обычных батареек, это значение не указывается на корпусе или упаковке, как у аккумуляторов. Но показатель очень важен с точки зрения длительности работы элемента в техническом приборе или устройстве.

Как измерить емкость?

Для примера можно взять любую аккумуляторную батарею либо прибор, хорошо подойдет сотовый телефон. При помощи тестера проведем замер тока нагрузки. Далее нужно полностью разрядить аккумулятор и поставить на зарядку. Замерить время до его полной зарядки, посчитать по формуле:

C б = I н * t.

Если ток потребления 1,15 А или 1150 мА, время зарядки составило 3 часа, то в итоге получаем:

C б = 1150*3 = 3450 мА*ч.

Как измерить емкость батарейки мультиметром?

Величину C б в числовом выражении измерить мультиметром фактически не получится. Однако можно измерить один показатель, в данном случае, ток нагрузки I н и подставляя в формулу – I н * t, после проведения зарядки батареи за определенный промежуток времени — t, произвести расчеты значения C б.

— проверка аккумулятора

13

Измерение силы тока в цепи домашней электропроводки – важный этап определения ее характеристик. Одно из применений данного вида замера – выяснение допустимой мощности подключаемых приборов. Проще всего решить вопрос, зная, как измерить силу тока мультиметром – этот универсальный прибор есть в большинстве домов.

Как увеличить емкость батареи?

Для того, чтобы увеличить это значение, нужно знать от чего зависит емкость батареи:

  • Типа элемента — солевой, щелочной или литиевый.
  • Температурного режима эксплуатации — одни батарейки (солевые) не рассчитаны на отрицательные температуры, другие (литиевые) при морозе работают лучше. Перегрев также негативно влияет на работу источников питания.
  • Целостности корпуса элемента — деформация отрицательно влияет на химическую реакцию внутри устройства, разгерметизация и протечка электролита делает ее полностью не пригодной.

Существует способ, как повысить емкость батареи, например аккумуляторной. Для этого ее нужно «раскачать», т. е разрядить полностью и снова зарядить. Так проделать несколько раз.

Можно воспользоваться «народным» методом, однако не имеющим подтверждений с научной точки зрения. Требуется положить батарейку в морозильную камеру холодильника на ночное время. Показатель C б немного вырастет, но существенного увеличения, к сожалению, не получится.

Если в приборе (планшете, телефоне) есть возможность включения экономичного режима или экономии энергопотребления, то его можно включить, тем самым мы снижаем нагрузку, увеличиваем время работы, и как бы увеличиваем емкость источника питания.

Измерения при помощи нагрузочной вилки

Строение простейшей нагрузочной вилки показано на схеме:

Устройство оснащено вольтметром, параллельно которому установлен большой по мощности нагрузочный резистор, и имеет два щупа. В старых моделях вольтметры аналоговые; новые модели, как правило, оснащены ЖК-дисплеем и цифровым вольтметром. Существуют нагрузочные вилки с усложненной схемой, использующие несколько нагрузочных спиралей (сменных сопротивлений), рассчитанные на разные диапазоны измерения напряжений, предназначенные для тестирования кислотных либо щелочных аккумуляторов. Есть даже вилки, которыми тестируют отдельные банки аккумуляторов. В состав продвинутых устройств помимо вольтметра может входить амперметр.

Получаемые при измерениях данные также необходимо сопоставлять с параметрами, заявленными производителями для данного типа батарей и данного сопротивления.

Как соединить батарейки чтобы увеличить суммарную емкость?

Для достижения поставленной цели по увеличению технических характеристик источника питания при работе прибора либо устройства есть варианты различного соединения элементов электрической цепи.

Существует два метода или схемы подключения:

  1. Последовательное соединение.
  2. Параллельное соединение.

Емкость батареи при последовательном и параллельном соединении будет разная. Первый способ даст увеличение только суммарного напряжения, а второй — увеличит суммарную C б во столько раз, сколько будет взято элементов в схеме:

C∑ = C1 + C2

Источник: https://instanko.ru/drugoe/kak-opredelit-emkost-akkumulyatornoj-batarei.html

Как проверить аккумулятор мультиметром: советы специалиста по измерению емкости, напряжения и заряда

Как измерить емкость АКБ мультиметром?

Чтобы автомобильный аккумулятор не подвел в дороге, его надо периодически проверять. Обычно это делают на станции ТО в период сезонного обслуживания, однако, водитель должен сам уметь замерить силу тока, напряжение и емкость. Для этих целей существует специальный прибор – мультиметр. Для измерения всех параметров тестер переводят в режим постоянного тока. Здесь сразу надо сказать, что силу тока 12-вольтной батареи мультиметром, рассчитанным на 10 А, измерить не удастся. Он попросту сгорит. Чтобы проверить аккумулятор мультиметром, потребуется более мощный прибор.

Что и как можно проверить тестером в аккумуляторе?

Автомобильная 12-вольтная батарея состоит из шести последовательно соединенных небольших аккумуляторов, часто называемых банками. Его исправность зависит от основных параметров:

  • показатель емкости отвечает за обеспечение электрооборудования автомобиля необходимой силой тока на определенное время;
  • показатель максимального тока нагрузки указывает предельное значение для нормальной работы аккумулятора. Если сила тока превышает этот показатель, происходит разрушение внутренних элементов батареи;
  • общее напряжение АКБ представляет суммарное значение всех банок. Такой показатель, как рабочее напряжение, можно измерить только в батарее с полной зарядкой.

Далее надо выяснить еще несколько важных нюансов.

Различие между напряжением рабочим и холостого хода

Перед тем как приступить к замерам параметров, необходимо разобраться с электродвижущей силой ЭДС, иначе говоря – напряжением холостого хода. Этот показатель иногда принимают за рабочее напряжение. Однако ЭДС можно измерить при разъединенной электроцепи автомобиля. Другими словами – это измерение показывает разность значения между полюсами батареи. Показатель ЭДС всегда одинаков у рабочей и неисправной батареи.

Измерить рабочее напряжение можно только под нагрузкой. Это значение показывает силу тока, идущую от исправной батареи при номинальной нагрузке. Если щупы тестера подключить к контактам снятой с автомобиля батареи, то узнать можно только ЭДС. Это связано с малым внутренним сопротивлением мультиметра и прибор не может обеспечить рабочую нагрузку аккумулятору.

Другое дело, если у водителя имеется современный тестер с нагрузочной вилкой. Этот прибор укомплектован проводником с высоким сопротивлением. Чтобы определить таким мультиметром рабочее напряжение на снятом с автомобиля АКБ, щупы прибора подключают к клеммам батареи и нажатием кнопки подают нагрузку. Эффективность проверки заряда батареи нагрузочной вилкой очень высокая.

Что надо знать о проверке емкости и внутреннего сопротивления аккумулятора?

Тестер считается универсальным прибором, с помощью которого можно измерить все характеристики аккумулятора. Настало время поговорить о внутреннем сопротивлении батареи. Его можно узнать в полностью разряженном аккумуляторе, что губительно для него или с добавлением шунта, то есть дополнительного сопротивления. Однако показатель сопротивления батареи водителю знать необязательно. Это значение требуется для специалистов-ремонтников, поэтому останавливаться на нем нет смысла.

А вот емкость АКБ является очень важным показателем. Она зависит от плотности электролита, которая измеряется специальным прибором – ареометром. Дело в том, что емкость измеряется ампер-часами и обозначается Ah. Существует такое понятие, как ампераж. Автомобильный аккумулятор при постоянной нагрузке должен выдать определенный ток за какое-то время.

Возьмем, к примеру, стандартный автомобильный аккумулятор. Его емкость равна 60 Ah. Если ему дать нагрузку 1 А, исправный и полностью заряженный АКБ проработает 60 часов. Соответственно дав нагрузку 2 А, батарея проработает 30 часов. Как видно, емкость мултиметром измерить нельзя. Можно только определить величину тока или остаточное напряжение.

Приблизительное измерение емкости мультиметром

Имея под рукой мультиметр, дома можно все же попытаться примерно выяснить емкость АКБ. Обязательное условие – батарея должна быть полностью заряжена. Надо знать, что стандартное напряжение АКБ под нагрузкой составляет 12–12,5 В.

Измерение емкости выполняют в такой последовательности:

  1. Для сокращения времени проверки емкости необходимо создать нагрузку от мощного потребителя. Например, 12-вольтная лампочка мощностью 60 Вт создаст нагрузку 5 ампер. Нормальный АКБ емкостью 60 Ач разрядится за 12 часов. Чтобы ускорить процесс измерения, можно соединить последовательно 2 или 3 такие лампочки.
  2. Собирается цепь с последующим соединением АКБ, тестера, потребителя и подается нагрузка. Время от времени проверяют показания мультиметра. Как только показатель упадет ниже 12 В – начнется разряд батареи. Теперь необходимо взять значение прошедшего времени с начала замера и умножить на ток нагрузки потребителя. В нашем случае – это лампочки. Полученный результат и будет примерной емкостью АКБ.

Измерение емкости необходимо производить только тогда, когда АКБ стала быстро терять заряд. Когда полученные измерения меньше паспортных данных изделия, батарею надо менять или ремонтировать.

Измерение тестером напряжения

Напряжение мультиметром замеряют на клеммах АКБ без нагрузки. Для этого достаточно снять минусовую клемму с батареи и выполнить замеры тестером. Исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор покажет напряжение 12 В. Если на тестере показывает 11,2 В, то это означает разряд АКБ на 50% и ее необходимо ставить на зарядку. Когда значение падает ниже 11 В, возможно придется батарею менять или нести ремонтировать.

Проверка тестером зарядки АКБ

Любая батарея на автомобиле проходит цикл заряда/разряда. Если с разрядом все понятно, то за правильный заряд отвечает генератор и реле. По другому реле называют регулятором напряжения. Зарядное значение всегда немного выше, чем напряжение АКБ. В исправной электрической системе автомобиля с реле должно выходить 14,5 В.

Для проверки зарядки необходимо завести двигатель автомобиля и на холостых оборотах замерит тестером напряжение на клеммах. Если прибор покажет 13,5–14 В, значит с зарядкой все нормально. Когда мультиметр выдаст значение больше 14 В, это укажет о сильном разряде батареи. Чтобы восполнить этот пробел генератор пытается отдать больше энергии на зарядку.

Однако частый показатель повышенной зарядки может присутствовать в автомобиле зимой и этого не стоит опасаться. Дело в том, что на морозе АКБ быстрее разряжается и при исправном электрооборудовании максимум через 10 минут значение стабилизируется до 14 В. Когда по истечении этого времени напряжение не опустилось до нормы, существует опасность неисправности реле, а это уже грозит выкипанием электролита в банках.

Часто показателем неправильного напряжения служат окисленные контакты. Чтобы сделать правильные замеры, надо снять с батареи клеммы, хорошо их зачистить и установить на место. Если и после этого напряжение падает ниже 13 В, аккумулятор придется заменить.

Определение мультиметром утечки тока

Электрическая система автомобиля имеет свойство потреблять минимальное количество электроэнергии при выключенном двигателе. В зависимости от модели авто такой показатель варьируется от 10 до 80 мА. Это так называемые утечки тока. Оптимальным считается показатель 60 мА, при котором батарея прослужит длительное время.

Вычислить величину утечки тока можно тем же мультиметром:

  1. На приборе устанавливают рабочий режим на 20 ампер. С аккумулятора снимают минусовую клемму, производя, таким образом, разрыв цепи.
  2. Один щуп тестера соединяют со снятым проводом, а другой с минусовой клеммой АКБ. То есть цепь опять соединяют, только через мультиметр. На этот момент в автомобиле должно быть выключено все энергопотребляющее оборудование и даже вынут ключ из замка зажигания. Результат 60 мА укажет, что оборудование автомобиля исправно.

При большем показателе на тестере придется искать по автомобилю утечки тока. Это можно сделать поочередным снятием предохранителей и повторным проведением измерения.

Как видите, проверить заряд аккумулятора мультиметром не так уж и сложно. Первый раз это можно сделать, держа под рукой инструкцию, а с накоплением опыта весь процесс пройдет машинально.

Источник: http://sarstroyka.ru/remont/elektrika/kak-proverit-akkumulyator-multimetrom.htm