Содержание
- 1 Самодельный частотник. Разрабатываем преобразователь вместе
- 1.1 Как я сам изготовил частотный преобразователь
- 1.2 Как сделать инвертор самому своими руками?
- 1.3 Для чего предназначен инвертор — его принцип действия
- 1.4 Как регулировать скорость инвертором?
- 1.5 Из чего состоит привод регулирования?
- 1.6 Режим управления частотников
- 1.7 Как подключить инвертор треугольником и звездой?
- 1.8 Применение инверторов нового поколения
- 2 Частотник для трехфазного электродвигателя своими руками (схема)
- 3 Трехфазный инвертор своими руками
- 4 Частотник для трехфазного и однофазного электродвигателя: частотный преобразователь своими руками, как сделать
- 5 Преобразователь частоты
- 5.1 Что такое частотник
- 5.2 Классификация преобразователей частоты
- 5.3 Структура частотного преобразователя
- 5.4 Непосредственные частотные преобразователи (НПЧ)
- 5.5 Частотные преобразователи со звеном ПТ
- 5.6 Принцип действия преобразователя частоты
- 5.7 Как подключить и настроить ПЧ
- 5.8 Для чего преобразователь напряжения и частоты (ПНЧ)
- 5.9 Где используются частотные преобразователи
- 5.10 Способ управления
- 5.11 Как выбрать частотник
- 5.12 По мощности
- 5.13 Напряжение в сети
- 5.14 Частотная регулировка
- 5.15 Дискретные входы
- 5.16 Соотношение цены и количества выводов
- 5.17 Перегрузки и ШУ
- 5.18 Как сделать преобразователь частоты собственноручно
- 6 Как настроить частотник. – своими руками Станок с ЧПУ
- 7 Как сделать частотный преобразователь своими силами: принцип работы, сборка по схеме, обслуживание
- 7.1 Принцип работы частотного преобразователя
- 7.2 На что обратить внимание при выборе?
- 7.3 Материалы
- 7.4 Самостоятельная сборка преобразователя частоты
- 7.5 Порядок действий по сборке схемы частотного преобразователя
- 7.6 Подключение частотного преобразователя
- 7.7 Рекомендации по обслуживанию оборудования
- 7.8 Заключение
Самодельный частотник. Разрабатываем преобразователь вместе
Зачем нужно делать самому преобразователь для 3-фазного электромотора, и как смастерить его своими руками? Чтобы защитить окружающую природу повсюду создаются правила, которые рекомендуют изготовителям электрических устройств делать продукцию, которая будет экономить электрическую энергию. Часто это бывает достигнуто правильным управлением частотой вращения электромотора. Преобразователь частоты легко решает эту задачу.
Частотник электромотора с тремя фазами по-разному называют: инвертор, частотный изменитель тока, приводной механизм, регулируемый частотой. Сегодня такие устройства делают разные заводы, но многие умельцы своими руками изготавливают не хуже.
Как я сам изготовил частотный преобразователь
Я изготовил преобразователь частоты и асинхронный привод для моего товарища. Ему нужен был привод для пилорамы, мощный и хороший. Так как я любил заниматься электроникой, то сразу предложил ему такую схему:
Трехфазный мост на транзисторах с диодами обратной связи я использовал, которые имелись. Управление осуществил через оптодрайвер HCPL 3120 микроконтроллером PIC16F628A. У входа припаял гасящую емкость, чтобы электролиты заряжались плавно. Затем припаял шунтовое реле. Еще установил триггер защиты тока от замыкания и перегрузки. Для управления установил две кнопки и выключатель для обратного вращения.
Силовую часть я собрал на навесном монтаже.
Резисторы, соединил параллельно по 270 кОм с помощью затворных проходных конденсаторов, позади платы их напаял. Моя плата показана на внешнем виде:
Вид этой моей платы с другой стороны:
Для подключения питающего напряжения я собрал блок питания, работающий на импульсах, обратноходовой. Вот привожу схему этого блока питания:
Как я запрограммировал микроконтроллер? Простые моргалки для меня не представляли какой-то проблемы. Получились константы в виде матрицы, над которой работал мой контроллер. Частота и напряжение были заданы этими величинами. Всю схему работы проверил на моторчике вентилятора небольшой мощности, 200 Вт. Эта моя конструкция выглядела так:
Начальные эксперименты дали хороший результат. Затем доработал программу. Раскрутил двигатель на 4 кВт, и пошел собирать управление пилорамой.
При монтаже у нас с товарищем случайно произошло замыкание и сработала защита, проверили ее работу. Мотор на 2 кВт 1500 оборотов с легкостью пилил доски. Сейчас программа еще дорабатывается для раскрутки двигателя выше номинала. Характеристики: частота от 2 до 50 герц с шагом 1,5 герц, синхронная частота, постоянно меняется, разбег от 1500 до 3500 герц, управление скалярного типа U/F, мощность мотора до 5 кВт.
Удерживаем кнопку RUN и разгоняем двигатель. Отпускаем, частота держится на уровне. Когда загорается светодиод, то привод готов к запуску.
Как сделать инвертор самому своими руками?
Вместе с производством заводских инверторов любители делают их сами, своими руками. Здесь нет ничего сложного. Такой преобразователь частоты преобразовывает одну фазу, делает из нее три фазы. Электродвигатель с похожим частотником используют в домашних условиях, мощность его не будет теряться.
Блок выпрямления в схеме расположен в начале. Далее идут фильтры, которые отсекают токовые переменные. Чтобы изготовить данные инверторы применяют транзисторы IGBT.
За тиристорами стоит будущее, хотя и в настоящем они уже применяются давно. Купленный частотник на биполярных транзисторах стоит дорого и мало где применяется (сервоприводы, металлорежущие станки с векторным управлением). Эти приводы как транспортеры и конвейеры, карусельные станки, станции подкачки воды, климатические системы управления — это большая часть от всего применения устройств заводов, где лучше использовать частотники для управления электромоторами с короткозамкнутыми якорями и можно делать управление оборотами двигателя, если подать потенциал, изменяя частоту до 50 герц.
Приведем простые примеры частотных преобразователей, которые тянули мощные электродвигатели тепловозов и электричек, имеющих в своем составе много вагонов товарных платформ, большие станции с насосами напряжением 600 вольт, обеспечивающие городские районы питьевой водой. Очевидно, что данные сильные электродвигатели не подойдут на биполярных транзисторах. Поэтому применяют активные тиристоры типа GTO, GCT, IGCT и SGCT.
Они преобразуют из постоянного тока токовую сеть с тремя фазами с хорошей мощностью. Однако, имеются простые схемы на тиристорах простого типа, закрывающиеся током катода обратного. Такие тиристоры не будут действовать в режиме ШИМ, их хорошо применяют в прямой регулировке электромоторов, без тока постоянного размера. Преобразователи частоты на тиристорах в застойные времена были задействованы для моторов на постоянном токе.
Фирма Сименс изобрела векторные частотники, преобразившие промышленность до неузнаваемости.
Стоимость всех деталей самодельного инвертора существенно ниже цены заводского устройства.
Такие самодельные устройства хорошо подходят для электромоторов мощностью до 0,75 кВт.
Для чего предназначен инвертор — его принцип действия
Инвертор действует на частоту вращения асинхронных моторов. Моторы переделывают электроэнергию в механическое движение. Вращательное движение преобразуется в движения механические. Это создает большое удобство. Асинхронные моторы очень популярны во многих сторонах жизни людей.
Обороты электродвигателя можно изменять и другими устройствами. Но, у них много недостатков. Они сложны в пользовании, дорого стоят, работают с плохим качеством, разбег регулировки маленький.
Частотный преобразователь для мотора с тремя фазами легко решает эту проблему. Все знают, что пользование частотниками для изменения частоты вращения есть самый хороший и правильный метод. Такой аппарат дает мягкий пуск и торможение, а также контролирует многие процессы, происходящие в моторе. Аварийные ситуации при этом сводятся на нет.
Чтобы плавно и быстро регулировать работу двигателя, специалисты разработали специальную электрическую схему. Использование в работе частотника дает возможность работать двигателю без перерыва, экономично. Коэффициент полезного действия его достигает 98%. Это происходит за счет повышения частоты коммутации. Механические устройства не могут выполнить такие функции.
Как регулировать скорость инвертором?
Как частотник может изменять частоту вращения трехфазного электромотора? Сначала он меняет напряжение сетевое. Далее, из него получается нужная амплитуда и частота напряжения, поступает на электромотор.
Разбег интервала регулирования скорости преобразователем большой. Можно изменять вращение мотора в другую сторону. Чтобы двигатель не вышел из строя, нужно брать во внимание данные из его характеристики, допускаемые обороты, мощность.
Из чего состоит привод регулирования?
Схема частотника.
Он имеет в составе три звена:
- выпрямитель, дающий потенциал постоянного тока при включении к питанию электрической сети. Сеть может быть управляемой или нет;
- фильтрующий элемент, который сглаживает выходное напряжение (применяется емкость);
- инвертор, который производит нужную частоту потенциала, крайнего звена возле электромотора.
Режим управления частотников
Их делят на виды управления оборотами двигателя:
- скалярное управление (нет связи с обратной стороны);
- режим векторного управления (связь с обратной стороны имеется, или отсутствует).
В первом случае управляется статор с его магнитным полем. Управление вектором учитывает действие полей магнита ротора и статора, улучшается крутящий момент при разных скоростях вращения. Это и есть основное различие их режимов управления.
Способ векторов точнее и эффективнее. Обслуживать его дороже. Он больше подходит для специалистов с хорошими профессиональными умениями и знаниями. Метод управления скалярного типа наиболее прост в работе. Применяется он с выходными параметрами, не требующими регулировки особой точности.
Как подключить инвертор треугольником и звездой?
Когда мы купили инвертор по недорогой цене, то возникает необходимость: подключение его к электромотору самому без специалистов. Сначала надо установить для безопасности автоматический выключатель для обесточивания. Если возникнет короткое замыкание на фазах, то отключится вся система.
Подключить частотник к мотору можно звездой или треугольником.
Когда привод регулирования с одной фазой, то контакты электромотора присоединяют треугольником. Тогда мощность не потеряется. Мощность этого преобразователя частоты будет не более 3 кВт.
Инверторы с тремя фазами технически наиболее современны. Они питаются от заводских трехфазных сетей, подключаются звездой.
Для ограничения тока пуска и уменьшения момента пуска при пуске электромотора свыше 5 кВт можно использовать способ включения треугольник и звезда.
При включении статора применяется схема звезды, а если обороты двигателя нормальные, то переходят на вариант треугольника. Но это используется при существовании возможности соединения по двум схемам.
Отмечаем, что в варианте звезда-треугольник большие перепады тока будут всегда. При переключении на вторую схему обороты двигателя сильно снизятся. Для восстановления скорости вращения надо повысить силу тока.
Большой применяемостью оказывают пользу частотники для моторов мощностью до 8 кВт.
Применение инверторов нового поколения
Современные частотные преобразователи делаются с применением таких устройств как микроконтроллеры. Это значительно повышает функции инверторов в алгоритмах управления и контролирования с точки зрения безопасности работ.
Частотники имеют успешное применение в областях производства:
- в водоснабжении, снабжении теплом при изменении скорости подачи помпы холодного и горячего водоснабжения;
- в заводских условиях машиностроения;
- в легкой и текстильной промышленности;
- в энергетике и производстве топлива;
- для насосов канализации и скважин;
- в технологических процессах для автоматики управления.
Чтобы управлять и контролировать частотники изготовитель прибора предлагает созданную программу, которая будет всегда иметь связь с контроллером посредством порта, будет показывать на мониторе состояние и позволит производить управление. Данные документируются протоколом обмена и используются пользователями, создающими программы управления для электронной техники и контроллеров.
Данные обмениваются в три этапа:
- Идентификация.
- Инициализация.
- Управление и контроль.
Стоимость блоков питания бесперебойного напряжения имеет зависимость от того, есть ли в нем частотный преобразователь. За такими устройствами будущее. Отрасли экономики и энергетики будут быстрее развиваться благодаря новым современным устройствам.
Источник: http://chistotnik.ru/chastotnik-svoimi-rukami-lyubitelskaya-sxema-preobrazovatelya.html
Частотник для трехфазного электродвигателя своими руками (схема)
С целью охраны окружающей среды везде вводятся правила, рекомендующие производителям электрооборудования выпускать продукцию, экономно расходующую электроэнергию. Зачастую это достигается эффективным управлением скорости электродвигателя.
Частотник для трехфазного электродвигателя или частотный преобразователь имеет множество наименований: инвертор, преобразователь частоты переменного тока, частотно регулируемый привод. На сегодняшний день частотники производят многие фирмы, но есть немало энтузиастов, создающих преобразователи своими руками.
Назначение и принцип работы инвертора
Инвертор управляет скоростью вращения асинхронных электродвигателей, т. е. двигателей, преобразующих энергию электрическую в механическую. Полученное вращение приводными устройствами трансформируется в другой вид движения. Это очень удобно и благодаря этому асинхронные электродвигатели приобрели большую популярность во всех областях человеческой жизни.
Важно отметить, что скорость вращения могут регулировать и другие устройства, но все они имеют множество недостатков:
- сложность в использовании,
- высокую цену,
- низкое качество работы,
- недостаточный диапазон регулирования.
Многим известно, что использование частотных преобразователей для регулировки скорости является самым эффективным методом. Это устройство обеспечивает плавный пуск и остановку, а также осуществляет контроль всех процессов, которые происходят в двигателе. Риск возникновения аварийных ситуаций, при использовании преобразователя частоты, крайне незначителен.
Для обеспечения плавной регулировки и быстродействия разработана специальная схема частотного преобразователя. Его использование в значительной мере увеличивает время непрерывной работы трехфазного двигателя и экономит электроэнергию. Преобразователь позволяет довести КПД до 98%. Это достигается увеличением частоты коммутации. Механические регуляторы на такое не способны.
Регулировка скорости инвертором
Первоначально он изменяет поступающее из сети напряжение. Затем из преобразованного напряжения формирует трехфазное, необходимой амплитуды и частоты, которое подается на электродвигатель.
Диапазон регулировки достаточно широкий. Есть возможность крутить ротор двигателя и в обратном направлении. Во избежание его поломки необходимо учитывать паспортные данные, где указаны максимально допустимые обороты и мощность в кВт.
Составные части регулируемого привода
Ниже представлена схема преобразователя частоты.
Он состоит из 3 преобразующих звеньев:
- выпрямителя, формирующего напряжение постоянного тока при подключении к питающей электросети, который может быть управляемым или неуправляемым,
- фильтра, сглаживающего уже выпрямленное напряжение (для этого применяют конденсаторы),
- инвертора, формирующего нужную частоту напряжения, являющегося последним звеном перед электродвигателем.
Режимы управления
Частотники различают по видам управления:
- скалярный тип (отсутствие обратной связи),
- векторный тип (наличие обратной связи, или ее отсутствие).
При первом режиме подлежит управлению магнитное поле статора. В случае векторного режима управления учитывается взаимодействие магнитных полей ротора и статора, оптимизируется момент вращения при работе на разной скорости. Это является главным различием двух режимов.
Кроме этого, векторный способ более точен, эффективен. Однако в обслуживании — более затратен. Рассчитан он на специалистов с большим багажом знаний и навыков. Скалярный способ проще. Он применим там, где параметры на выходе не требуют точной регулировки.
Подключение инвертора «звезда — треугольник»
После приобретения инвертора по доступной цене возникает вопрос: как подключить его к двигателю своими руками? Прежде чем это сделать будет нелишним поставить обесточивающий автомат. В случае возникновения короткого замыкания хотя бы в одной фазе, вся система будет немедленно отключена.
Подключение преобразователя к электродвигателю можно осуществить по схемам «треугольник» и «звезда».
Если регулируемый привод однофазный, клеммы электродвигателя подключают по схеме «треугольник». В этом случае потерь мощности не происходит. Максимальная мощность такого частотника 3 кВт.
Трехфазные инверторы более совершенны. Они получают питание от промышленных трехфазных сетей. Подключаются по схеме «звезда».
Чтобы ограничить пусковой ток и снизить пусковой момент во время запуска электродвигателя мощностью более 5 кВт используют вариант переключения «звезда-треугольник».
При пуске напряжения на статор используется вариант «звезда». Когда скорость двигателя станет номинальной, питание переключается на схему «треугольник». Но такой способ применяется там, где существует возможность подключения по обеим схемам.
Важно отметить, что в схеме «звезда-треугольник» резкие скачки токов неизбежны. В момент переключения на второй вариант скорость вращения резко снижается. Чтобы восстановить частоту оборотов, необходимо увеличить силу тока.
Наибольшей популярностью пользуются преобразователи для электродвигателей мощностью от 0,4 кВт до 7,5 кВт.
Инвертор своими руками
Наряду с выпуском промышленных инверторов многие изготавливают их своими руками. Особой сложности в этом нет. Такой частотник может преобразовать одну фазу в три. Электродвигатель с подобным преобразователем можно использовать в быту, тем более что мощность его не теряется.
Выпрямительный блок идет в схеме первым. Затем идут фильтрующие элементы, отсекающие переменную составляющую тока. Как правило, для изготовления таких инверторов используют IGBT-транзисторы. Цена всех составляющих частотника, изготовленного своими руками, намного меньше цены готового производственного изделия.
Частотники подобного типа пригодны для электродвигателей мощностью от 0,1 кВт до 0,75 кВт
Использование современных инверторов
Современные преобразователи производятся с использованием микроконтроллеров. Это намного расширило функциональные возможности инверторов в области алгоритмов управления и контроля за безопасностью работы.
Преобразователи с большим успехом применяют в следующих областях:
- в системах водоснабжения, теплоснабжения для регулирования скорости насосов горячей и холодной воды,
- в машиностроении,
- в текстильной промышленности,
- в топливно-энергетической области,
- для скважинных и канализационных насосов,
- для автоматизации систем управления технологическими процессами.
Цены источников бесперебойного питания напрямую зависят от наличия в нем частотника. Они становятся «проводниками» в будущее. Благодаря им, малая энергетика станет наиболее развитой отраслью экономики.
Источник: https://electricvdele.ru/elektrooborudovanie/elektrodvigateli/chastotnik-dlya-trehfaznogo-elektrodvigatelya.html
Трехфазный инвертор своими руками
С целью охраны окружающей среды везде вводятся правила, рекомендующие производителям электрооборудования выпускать продукцию, экономно расходующую электроэнергию. Зачастую это достигается эффективным управлением скорости электродвигателя.
Частотник для трехфазного электродвигателя или частотный преобразователь имеет множество наименований: инвертор, преобразователь частоты переменного тока, частотно регулируемый привод. На сегодняшний день частотники производят многие фирмы, но есть немало энтузиастов, создающих преобразователи своими руками.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Назначение и принцип работы инвертора
- Регулировка скорости инвертором
- Составные части регулируемого привода
- Режимы управления
- Подключение инвертора «звезда — треугольник»
- Инвертор своими руками
- Использование современных инверторов
Самодельный сварочный аппарат: однофазный инвертор СВАРОГ в трехфазный . Ч.2
Схема подключения 3-х фазной сети к инвертору Сварог TIG 200P AC_DC
Алгоритм работы будет таким:
1.
Если воткнуть штатную вилку в 220v, то срабатывает пускатель К1 (25А на контакт), который одной парой контактов восстанавливает разрезанный нами провод идущий к переключателю ВКЛ\ВЫКЛ сварочного аппарата.
А его вторая пара контактов замкнет сделанные нами разрезы дорожек на печатной плате, которые подводят силовое напряжение к штатному однофазному полноволновому выпрямителю.
ВСЕ!
Больше ни для чего К1 не нужен. Он лишь восстанавливает исходную схему питания сварочного аппарата после перерезания двух проводов и двух дорожек.
(хотя, есть еще одна функция – К1 не позволяет быть штатной вилке сварАппа под напряжением, когда он подключен к трехфазному питанию.
Это очень хорошо!)
2. Пускатель К2 (10А на контакт) используется для подключения трех фазной части питания в схему аппарата.
Он поменьше и подешевле, так как от него требуется замыкание всего двух проводов, которые мы пропустим через спаренные 10А-ные контактны е группы. Собственно, это все.
Сначала, я купил трехфазные розетки 3р+N+E, что означает четыре контакта фаз и нуля и пятый земля. Провод купил четырехжильный диаметром 2,5мм на жилу.
Выпрямительные диоды на радиаторе я планировал разместить внутри сварАппа. Однако, в процессе работы, мне пришло в голову более изящное и безопасное решение.
Смысл сводился в том, что я размещу 3х-фазный выпрямитель в отдельном боксе непосредственно около входного щитка, и на сварочный пущу уже выпрямленное напряжение по одному проводу, по второму любую из фаз на схему запуска электроники сварАппа (без этого никак), по третьему пущу NULL, и у меня остается еще четвертый провод, по которому я приделаю от входного щитка настоящую честную ЗЕМЛЮ на корпус аппарата (она у меня во входном щитке реально есть).
Таким образом у меня получается обеспечение всех типов безопасности для пользователя и сварАппа, вилки и розетки можно поставить четырехпиновые, т.е. 3р+Е. Это я счел более удобным.
Чтобы диоды не были «день и ночь» под напряжением в щитке, ну и для удобства, конечно, я подключил их через дешевый отключатель нагрузки на 40А.
Это не автомат, их хватает вместе с УЗО в основном щитке, это просто трехконтактный выключатель.
Диоды подойдут «на любой вкус и цвет», у меня на помойке были Д242Б из одной партии, я их запараллелил и ввернул на радиатор от какого-то старенького компьтерного процессора.
Провода брал медные, тоже обрывки пособирал в хозяйстве, те которые потоньше складывал парой – одним концом в шуруповерт и закручиваем: выходит красивенько жесткой косичкой. Общее сечение меди достаточно 2мм2.
Больше не имеет особого смысла. Очень удобно брать медь одной толстой жилой. Она сразу будет служить жестким конструктивом и грамотнее зажимается в клемниках.
Да, и приготовьте паяльник ватт на 60-100, чтобы делать сборку культурно там где потребуется, мы же не китайцы.Теперь, призываем в помощь всю нашу внимательность и делаем, как я сказал:(для тех , кто до сих пор плавает в нашей теме и подзабыл правила саперной техники)
Источник: https://steelfactoryrus.com/trehfaznyy-invertor-svoimi-rukami/
Частотник для трехфазного и однофазного электродвигателя: частотный преобразователь своими руками, как сделать
Сегодня асинхронные двигатели являются основными тяговыми приводами для станков, конвейеров, и прочих промышленных агрегатов.
Для того чтобы моторы могли нормально функционировать, им нужен частотный преобразователь. Он позволяет оптимизировать работу агрегата и продлить срок его службы. Покупать устройство необязательно — частотник для трехфазного электродвигателя можно сделать своими руками.
Асинхронный электродвигатель может работать и без частотника, но в этом случае у него будет постоянная скорость без возможности регулировки. К тому же отсутствие частотного преобразователя приведет к возрастанию пускового тока в 5−7 раз от номинального, что вызовет увеличение ударных нагрузок, повысит потери электроэнергии и приведет к существенному сокращению срока службы агрегата.
Для нивелирования всех вышеперечисленных негативных факторов были изобретены преобразователи частоты для асинхронных двигателей трехфазного и однофазного тока.
Частотник дает возможность в широких пределах регулировать скорость электродвигателя, обеспечивает плавный пуск, позволяет регулировать как скорость запуска, так и скорость торможения, подключать трехфазный мотор к однофазной сети и многое другое. Все эти функции зависят от микроконтроллера, на котором он построен, и могут отличаться у разных моделей.
Принцип работы устройства
Переменный ток поступает из сети на диодный мост, где он выпрямляется и попадает на батарею сглаживающих конденсаторов, где окончательно превращается в постоянный ток, который поступает на стоки мощных IGBT транзисторов, управляемых главным контроллером. Истоки транзисторов, в свою очередь, подключены к двигателю.
Вот упрощенная схема преобразователя частоты для трехфазного асинхронного двигателя.
Теперь рассмотрим, что происходит с транзисторами и как они работают.
Полевой транзистор (он же ключ, мосфет и пр.) — это электронный выключатель, принцип его действия основан на возникновении проводимости между двумя выводами (сток и исток) мосфета, при появлении на управляющем выводе (затворе) напряжения, превышающего напряжение стока.
В отличие от обычных реле, ключи работают на очень высоких частотах (от нескольких герц до сотен килогерц) так что заменить их на реле не получится.
С помощью этих быстродействующих переключателей микроконтроллер получает возможность управления силовыми цепями.
К контроллеру, кроме мосфетов, также подключены датчики тока, органы управления частотником, и другая периферия.
При работе частотного преобразователя микроконтроллер измеряет потребляемую мощность и, в соответствии с установленными на панели управления параметрами, изменяет длительность и частоту периодов, когда транзистор открыт (включен) или закрыт (выключен), тем самым изменяя или поддерживая скорость вращения электродвигателя.
Самостоятельное изготовление прибора
Несмотря на множество агрегатов заводского производства, люди делают преобразователи частоты самостоятельно, благо на сегодняшний день все его компоненты можно купить в любом радиомагазине или заказать из Китая. Такой частотник обойдется вам значительно дешевле покупного, к тому же вы не будете сомневаться в качестве его сборки и надежности.
Делаем трехфазный преобразователь
Собирать наш преобразователь будем на мосфетах G4PH50UD, которыми будет управлять контроллер PIC16F628A посредством оптодрайверов HCPL3120.
Собранный частотник при подключении в однофазную сеть 220 В будет иметь на выходе три полноценные фазы 220 В, со сдвигом 120°, и мощность 3 КВт.
Схема частотника выглядит так:
Так как частотный преобразователь состоит из частей, работающих как на высоком (силовая часть), так и на низком (управление) напряжении, то логично будет разбить его на три платы (основная плата, плата управления, и низковольтный блок питания для неё) для исключения возможности пробоя между дорожками с высоким и низким напряжением и выхода устройства из строя.
Вот так выглядит разводка платы управления:
Для питания платы управления можно использовать любой блок питания на 24 В, с пульсациями не более 1 В в размахе, с задержкой прекращения подачи питания на 2−3 секунды с момента исчезновения питающего напряжения 220 В.
Блок питания можно собрать и самим по этой схеме:
Обратите внимание, что номиналы и названия всех радиокомпонентов на схемах уже подписаны, так что собрать по ним работающее устройство может даже начинающий радиолюбитель.
Перед тем как приступить к сборке преобразователя, убедитесь:
- В наличии у вас всех необходимых компонентов;
- В правильности разводки платы;
- В наличии всех нужных отверстий для установки радиодеталей на плате;
- В том, что не забыли залить в микроконтроллер прошивку из этого архива:
Если вы все сделали правильно и ничего не забыли, можете приступать к сборке.
После сборки у вас получится что-то похожее:
Теперь вам осталось проверить устройство: для этого подключаем двигатель к частотнику и подаем на него напряжение. После того как загорится светодиод, сигнализирующий о готовности, нажмите на кнопку «Пуск». Двигатель должен начать медленно вращаться. При удержании кнопки двигатель начинает разгоняться, при отпускании — поддерживает обороты на том уровне, до которого успел разогнаться. При нажатии кнопки «Сброс» двигатель останавливается с выбегом. Кнопка «Реверс» задействуется только при остановленном двигателе.
Если проверка прошла успешно, то можете начинать изготавливать корпус и собирать в нем частотник. Не забудьте сделать в корпусе отверстия для притока холодного и оттока горячего воздуха от радиатора IGBT транзисторов.
Частотник для однофазного двигателя
Преобразователь частоты для однофазного двигателя отличается от трехфазного тем, что имеет на выходе две фазы (ошибки тут нет, двигатель однофазный, при подключении без частотника рабочая обмотка подключается в сеть напрямую, а пусковая — через конденсатор; но при использовании частотника пусковая обмотка подключается через вторую фазу) и одну нейтраль — в отличие от трех фаз у последнего, так что сделать частотник для однофазного электродвигателя, используя в качестве основы схему от трехфазного, не получится, поэтому придется начинать все сначала.
В качестве мозга этого преобразователя мы будем использовать МК ATmega328 с загрузчиком ардуины. В принципе, это и есть Arduino, только без своей обвязки. Так что, если у вас в закромах завалялась ардуинка с таким микроконтроллером, можете смело выпаивать его и использовать для дела, предварительно залив на него скетч (прошивку) из этого архива:
К атмеге будет подключен драйвер IR2132, а уже к нему — мосфеты IRG4BC30, к которым мы подключим двигатель мощностью до 1 КВт включительно.
Схема частотного преобразователя для однофазного двигателя:
Также для питания ардуины (5в) и для питания силового реле (12в), нам понадобятся 2 стабилизатора. Вот их схемы:
Стабилизатор на 12 вольт.
Стабилизатор на 5 вольт.
Внимание! Эта схема не из простых. Возможно, придется настраивать и отлаживать прошивку для достижения полной работоспособности устройства, но это несложно, и мануалов по программированию Arduino в интернете — великое множество. К тому же сам скетч содержит довольно подробные комментарии к каждому действию. Но если для вас это слишком сложно, то вы можете попробовать найти такой частотник в магазине. Пусть они и не так распространены, как частотники для трехфазных двигателей, но купить их можно, пусть и не в каждом магазине.
Еще обратите внимание на то, что включать схему без балласта нельзя — сгорят выходные ключи. Балласт нужно подключать через диод, обращенный анодом к силовому фильтрующему конденсатору. Если подключите балласт без диода — опять выйдут из строя ключи.
Если вас все устраивает, можете приступать к изготовлению платы, а затем — к сборке всей схемы. Перед сборкой убедитесь в правильности разводки платы и отсутствии дефектов в ней, а также — в наличии у вас всех указанных на схеме радиодеталей. Также не забудьте установить IGBT-транзисторы на массивный радиатор и изолировать их от него путем использования термопрокладок и изолирующих шайб.
После сборки частотника можете приступать к его проверке. В идеале у вас должен получиться такой функционал: кнопка «S1» — пуск, каждое последующее нажатие добавляет определенное (изменяется путем редактирования скетча) количество оборотов; «S2» — то же самое, что и «S1», только заставляет двигатель вращаться в противоположном направлении; кнопка «S3» — стоп, при её нажатии двигатель останавливается с выбегом.
Обратите внимание, что реверс осуществляется через полную остановку двигателя, при попытке сменить направление вращения на работающем двигателе произойдет его мгновенная остановка, а силовые ключи сгорят от перегрузки. Если вам не жаль денег, которые придется потратить на замену мосфетов, то можете использовать эту особенность в качестве аварийного тормоза.
Возможные проблемы при проверке
Если при проверке частотника схема не заработала или заработала неправильно, значит, вы где-то допустили ошибку. Отключите частотник от сети и проверьте правильность установки компонентов, их исправность и отсутствие разрывов/замыканий дорожек там, где их быть не должно. После обнаружения неисправности устраните её и проверьте преобразователь снова. Если с этим все в порядке, приступайте к отладке прошивки.
Источник: https://220v.guru/elementy-elektriki/dvigateli/chastotnik-dlya-trehfaznogo-elektrodvigatelya-svoimi-rukami.html
Преобразователь частоты
Изменить скорость вращения электромотора можно, используя силовое электронное устройство – преобразователь частоты (ПЧ). С его помощью выполняют изменение частоты трёхфазного или однофазного напряжения. Изменению подвергается переменный ток частотой 50 Гц. С помощью ПЧ его преобразуют в трёх,- или однофазный ток с частотой, лежащей в интервале 1-800 Гц.
Преобразователь частоты Delta VFD004EL43A
Что такое частотник
Частотником в обиходе называют ПЧН (преобразователь частоты и напряжения). Это устройство, позволяющее не только регулировать частоту переменного тока и напряжения, но и создавать целый спектр защитных опций для присоединяемой нагрузки.
Важно! Изменение частоты на выходе ПЧ относительно частоты на входе происходит по обусловленному порядку V/f или с применением векторного регулирования.
Классификация преобразователей частоты
Подобные устройства можно разделить на два типа: электроиндукционный и электронный. К первым ПЧ относятся работающие в режиме генератора-преобразователя асинхронные моторы с фазными роторами.
Ко вторым – следует относить электронные ПЧ (инверторы). Они подразделяются на два вида:
- непосредственные;
- двухзвенные.
Подключаемые непосредственно в сеть и не нуждающиеся в дополнительных устройствах реверсивные преобразователи на тиристорах представляют собой непосредственные ПЧ.
Двухзвенные ПЧ включают в свой состав транзисторную или тиристорную схему (одно звено) и второе звено постоянного тока (ПТ).
К сведению. Двухзвенные преобразователи всегда идут в комплекте: инвертор частотник и выпрямитель, который выдаёт постоянный ток.
Структура частотного преобразователя
Все виды преобразователей напряжения
Состав блоков, из которых состоят устройства, зависит от их класса. Преобразователи непосредственного включения состоят из блоков:
- блок системы управления;
- тиристорный блок (управляемый выпрямитель);
- электродвигатель.
Структура ПЧ с узлом постоянного тока (ПТ) выглядит следующим образом:
- звено ПТ;
- импульсный инвертор трёх фаз;
- управляющая система.
Нагрузкой тоже выступает электродвигатель, частота вращения которого подлежит регулировке.
Непосредственные частотные преобразователи (НПЧ)
К этим типам устройств относятся аппараты, выполненные по двум схемам: естественного и принудительного коммутирования. Циклоконверторы обладают естественной коммутацией и включают в себя совокупность преобразователей на реверсивных тиристорах. Используются также сборки, имеющие совместное или раздельное управление.
Упрощённая схема НПЧ с естественной коммутацией Особенности преобразователя напряжения с 12В в 220 В
Принудительная коммутация НПЧ выполняется с применением запираемых тиристоров или транзисторов, входящих в состав ключей управления (матриц). Непосредственное управление осуществляет ШИМ – контроллер.
Внимание! ШИМ – это широтно-импульсная модуляция, которая позволяет управлять частотой и напряжением на двигателе, изменяя скважность управляющих ключами импульсов. В этом случае любую фазу сети можно подключить к любой фазе мотора.
ПНЧ с принудительной коммутацией
Частотные преобразователи со звеном ПТ
В состав такого звена входят выпрямитель, не имеющий управления, и фильтр. Трёхфазное переменное напряжение, поданное на его вход, выпрямляется и фильтруется. После чего снова при помощи инвертора преобразуется в переменное напряжение, но его уже возможно изменять по частоте и амплитуде.
Схема двойного преобразования
Принцип действия преобразователя частоты
Преобразователь напряжения и частоты работает следующим образом:
- выпрямленное напряжение поступает на 6 ключей, собранных на транзисторах;
- обмотки мотора присоединяются к «+» и «-» звена ПТ;
- управляемый инвертор преобразует сглаженное постоянное напряжение в переменное (трёхфазное).
Управляя инвертором, изменяют такие параметры, как частота, напряжение и амплитуда (U, V, W).
Как подключить и настроить ПЧ
Подключение можно выполнять, как к трёхфазной (380 В), так и однофазной сети (220 В). При присоединении следует обеспечить следующие действия (для обоих вариантов):
- установить защитный автомат в фазной цепи перед преобразователем (однофазный или трёхфазный выключатель);
- выходы фаз ПЧ соединить с контактами обмоток электродвигателя, предварительно соединённых в «звезду» или «треугольник» (отмечено в инструкции по эксплуатации частотника);
- подключить к аппарату и разместить в доступном месте управляющий ПЧ пульт.
Подключение ПЧ к трёхфазной сети
Важно! Токи автоматических выключателей подбираются по току фазы (Iф) для трёхфазной сети и трёхкратному Iф – для однофазной сети.
Подключение ПЧ к однофазной сети
После того, как схема собрана, регулятор вращения вала мотора убирают в минимальное положение. Далее выполняется следующее:
- включают автомат и подают питание;
- фиксируют включение по индикации светодиодов на панели (начальные показания);
- далее нажимают кнопку «ПУСК» («RUN») кратковременным нажатием (пуск осуществится по запрограммированным изготовителем параметрам «по умолчанию»);
- медленное вращение вала в нужную сторону указывает на правильную регулировку, в противном случае изменяют направление движения с помощью опции «реверс»;
- после пуска выставляют желаемую частоту вращения вала электродвигателя.
Внимание! Возможно, на дисплее высвечивается частота напряжения питания (Гц) вместо значений частоты, с которой вращается вал (об./мин.). Не стоит путать эти две величины.
Для чего преобразователь напряжения и частоты (ПНЧ)
Он необходим для управления приводом синхронных и асинхронных электрических машин. Там, где необходимо осуществлять контроль над частотой вращения вала, используют ПНЧ.
Где используются частотные преобразователи
Подобной аппаратурой пользуются в промышленных масштабах: в устройствах, требующих регулировки скоростей вращения электромоторов и устранения негативного влияния амплитудных токов при пуске. К подобным устройствам относятся:
- лифты;
- насосы центробежные, центрифуги и вентиляторы;
- транспортёры и поточные линии;
- станки, требующие точного позиционирования.
Наличие обратной связи при управлении ПЧ обеспечивает корректную регулировку вращения привода.
Способ управления
Частотные преобразователи управляются разными способами. К основным командам относятся: пуск, остановка, регулировка скорости, аварийное торможение. Эти действия допустимо выполнять как с панели ПЧ, так и с пульта. Это касается подачи команд от оператора к оборудованию. Осуществлять управление работой электропривода моторов ЧМ может следующими способами:
Скалярная регулировка опирается на постоянное соотношение выходных напряжения и частоты (Uвых/Fвых). Данный метод не требует применения датчика, указывающего на текущее положение ротора. Применяется там, где нагрузки не изменяющиеся, и нет повышенных динамических нагрузок.
Важно! При такой регулировке нагрузка на двигатель влияет на скорость: при большой нагрузке скорость уменьшается, при малой – увеличивается.
Векторный метод опирается не только на контроль над U/F, но и угол, и величину вектора пространства (фазу). При данном методе отсутствует инерционность регулировки, она осуществляется в большом интервале скоростей.
Внимание! При векторном способе нагрузка не влияет на скорость вращения, постоянство скорости достигается при помощи автоматической корректировки напряжения на выходе.
Как выбрать частотник
Существует несколько критериев, по которым выбирают аппарат.
По мощности
Мощность преобразователя (P) должна быть немного больше, чем электрическая мощность двигателя, которым он будет управлять. Электрическая мощность, которую двигатель будет потреблять, равна произведению значений напряжения и тока (В*А). Частотник подбирают с 15-20% запасом мощности.
Шильдик на электродвигателе
Напряжение в сети
От того, какое напряжение будет являться питающим (380 В или 220 В), зависит выбор регулятора. Величина Uпит указана в техпаспорте прибора.
Частотная регулировка
Интервал регулировки частот преобразователя, заявленный производителем, должен позволять регулировать вращение вала присоединяемого электромотора в спектре его скоростных характеристик.
Дискретные входы
Наличие входов обязательно. Они нужны для подачи (ввода) команд. С их помощью можно изменять параметры преобразователя и его состояние.
Соотношение цены и количества выводов
Подобрать частотник по цене можно, руководствуясь количеством функциональных выводов. От их количества зависит не только стоимость, но и удобство подключения, управления, настройки и регулировки.
Схема выводов инвертора Delta VFD-B
Перегрузки и ШУ
Шина управления (ШУ) подбирается под конкретный инвертор. Хорошим вариантом при приобретении будет ШУ, которая имеет достаточный запас колодок (разъёмов) для подключения. Это позволит в дальнейшем подключать к аппарату дополнительную аппаратуру, устройства защиты от перегрузок. Учесть все необходимые качества поможет сборка частотного преобразователя своими руками.
Как сделать преобразователь частоты собственноручно
Многие любители пробуют изготавливать преобразователи частоты своими руками.
Схема самодельного инвертора
Схема хорошо работает с мотором мощностью до 1 кВт, российского и зарубежного производства.
Для изготовления инвертора понадобятся следующие детали:
- микросхемы: К155ЛА3, К155ИЕ4, К155ЛП5;
- транзисторы: КТ315 (3 шт.), КТ817В (3шт.);
- диоды: КД105Г – 3 шт.;
- резисторы сопротивлением: 10 кОм (3 шт.), 6,2 кОм (3 шт.), 1 кОм (3 шт.), 220 Ом и переменный резистор на 1 кОм;
- конденсаторы: 0,33 и 0,1 мкФ;
- электролитические конденсаторы: 100 мкФ*10 В и 1000 мкФ*50 В.
Этому частотнику, своими руками изготовленному, обязательно нужен блок питания на 27 В и 5 В постоянного напряжения. Электродвигатель подключают согласно схеме.
Включение электромотора в схему
Если обращаться к современным технологиям, то создание инвертора можно выполнять на базе платформы Ардуино. Регуляторы частоты – незаменимая вещь для управления электроприводом, как в бытовых, так и в промышленных условиях.
Источник: https://amperof.ru/elektropribory/preobrazovatel-chastoty-2.html
Как настроить частотник. – своими руками Станок с ЧПУ
Настройка частотника xsy-at1. Для станка с ЧПУ я приобрёл инвертор чпу в комплекте с шпинделем. Потому что частотный преобразователь AT1-2200S рассчитанный на нагрузку 2,2 кВт. Поэтому я купил с запасом по мощности. Так как шпиндель станка будет мощностью 1,5 кВт. Как настроить частотник, читай ниже.
Частотный преобразователь AT1-2200SШпиндель 1,5 кВт.
После получения посылки, я решил сразу проверить исправность купленного оборудования.
Я конечно сразу подсоединил двигатель к частотнику. Но инструкцию конечно не читал. Так как инструкцию написали на английском языке, а я его не знаю. Но и как настроить частотник я тоже не знал.
Частотный преобразователь и шпиндель.
Потому что не читал инструкцию, всё соединил и включил сразу в розетку. Но не тут то- было. Потому что движок стоит. Но потом, когда я стал медленно крутить ручку по часовой стрелке, двигатель стал начинать вращение. И из него стал исходить скрипящий звук. Но звук похож на звук развалившегося подшипника, а не вращения двигателя.
Так как всё это продолжалось в течении двух-трёх секунд, сработала защита частотника. Хвала за это Китайцу от чистого сердца. Когда пощупал я движок, то обомлел. Потому что за такое короткое время движок очень сильно нагрелся. Ну, думаю всё, конец шпинделю. Для того чтобы охладить двигатель я вынес его на улицу (зима). После чего пошёл в интернет разбираться как настроить частотник.
Но когда я нашёл (долго искал) инструкцию на русском языке, тогда я всё понял.
После чего я сделал необходимые настройки. Но теперь у меня всё заработало. Потому что всё правильно я сделал. Так как ниже я привожу необходимые настройки для первого пуска и настройки инвертора шпинделя . Поэтому не сомневайтесь.
Настройка частотного преобразователя
Сделаны настройки в частотном преобразователе XSY-AT1 T1-2200S
Приведены только настройки, которые необходимо сделать перед включением двигателя на 400Гц. Но для других моторов настройки будут другие. В приведённых таблицах вы можете посмотреть какие параметры возможно установить.
р 01-400 (50)
р 03-200 (25)
р 06-400 (50)
P 26-400 (50)
P 25-1 (00)
Р 26-рабочая частота, не рекомендуется ставить менее 100Гц. Потому что шпиндель будет греться. Но у меня стоит 400 и разницы в работе я не увидел.
Р 05-минимальная частота,если поставить скажем 100, то уже на 6000 шпиндель не будет вращаться вообще.Поэтому я поставил ноль (0)
Р 21- в таблице написано «коэффициент снижения»а снижения чего не ясно. Но я пробовал этот параметр и он влияет на мощность шпинделя при низких оборотах. Этот параметр я ставил от 11 до 20.
Возможно не лишним будет и сделать настройки по входному напряжению. Р 68 и Р 69 — нижний и верхний предел входного напряжения
Читаем дальше
В скобках я указал значения, которые установили на заводе по умолчанию. Так как без скобок это те значения, которые надо установить, будьте внимательны.
Так как я привожу только основные данные по частотному преобразователю.
Но назначение клемм частотного преобразователя XSY-AT1 T1-2200S отличается от других преобразователей.
xsy at1 2200s инструкция на русском языке
Назначение клемм частотного преобразователя.
Назначение кнопок управления частотного преобразователя XSY-AT1 T1-2200S. Как настроить частотник.
Настройка инвертора.
Надо отметить, что частотный преобразователь может управлять работой не только двигателя на 400Гц. Так как основное его назначение, как я понял это работа с трёхфазными двигателями. Потому что эти установки стоят по умолчанию. Вот эти три фазы, напряжением 380 вольт я и подал на свой шпиндель. Но хвала всевышнему и Китайцу, за то что я ничего не попалил. Вы не повторите моих ошибок. Потому что ниже я приведу все основные настройки частотного преобразователя XSY-AT1 T1-2200S.
Так как использование кнопок управления частотного преобразователя XSY-AT1 T1-2200S требует внимания, то будьте бдительны. настройка частотника.
Использование кнопок управления
Порядок ввода параметров
- Нажать клавишу PROG для перехода в режим программирования.
- С помощью клавиш со стрелками и клавиши сдвига (SHIFT) выбрать
(по его номеру) параметр, значение которого надо изменить.
- Нажать кл. Func / DATA для доступа к числовому значению параметра.
- С помощью клавиш со стрелками и клавиши сдвига (SHIFT) изменить.
Значение выбранного параметра.
- Нажать кл. Func / DATA для сохранения значения параметра.
- Нажать клавишу PROG для выхода из режима программирования.
Код ошибки частотного преобразователя XSY-AT1 T1-2200S.
Err 1- Err 9
1 Сработала защита модуля IGBT (?)
2 Низкое напряжение питания (на входе) ПЧ
3 Перенапряжение по питанию (на входе) ПЧ
4 Неисправность в схеме управления
5 Пуск ПЧ при повышении напряжения на входе (каком?)
6 Сработала защита от перегрузки по току
7 Превышение времени (чего? )
8 Перегрев радиатора ПЧ
9 Внешняя неисправность
Но это не всё, ниже я приведу все параметры частотного преобразователя XSY-AT1 T1-2200S.
Источник: https://worksam.ru/kak-nastroit-chastotnik/
Как сделать частотный преобразователь своими силами: принцип работы, сборка по схеме, обслуживание
Впервые мир познакомился с таким устройством, как трехфазный асинхронный электродвигатель, еще в конце 19 столетия. И начиная с того времени, его стали применять на каждом промышленном предприятии, где он стал обязательным элементом. Во время эксплуатации электродвигателя важно обеспечить его плавный пуск и остановку. Это можно сделать только при наличии специального устройства – преобразователя частоты.
В первую очередь, целесообразно оснащать преобразователем крупные электродвигатели, обладающие высокими показателями мощности. Польза от наличия такого устройства заключается в возможности менять пусковые токи, задавая необходимую их величину.
Принцип работы частотного преобразователя
Конечно, можно регулировать пусковой ток и вручную, однако в этом случае будет тратиться определенное количество энергии впустую, что негативным образом скажется на эксплуатационном ресурсе электродвигателя. Наблюдаемый в устройствах, не имеющих подобного приспособления, ток имеет величину, превышающую в 5-7 раз номинальное напряжение. В таких условиях невозможно создать нормальные условия для работы оборудования.
Действие такого устройства, как преобразователь частоты, основывается на использовании электронного механизма, который контролирует работу двигателя. Но его возможности не ограничиваются лишь мягким пуском. При помощи преобразователя частоты можно осуществлять плавную настройку работы привода, выбирая оптимальный показатель между напряжением и частотой, который рассчитывается строго по заданной формуле.
Среди достоинств такого устройства главным следует назвать то, что оно помогает уменьшить расход электроэнергии в среднем на 50%. К тому же частотный преобразователь позволяет выставлять такой режим работы, который будет в максимальной степени учитывать потребности определённого производства.
Действие подобного преобразователя основывается на принципе двойного преобразования напряжения.
- На начальном этапе выполняется регулировка напряжения сети путем его выпрямления и фильтрования, что достигается посредством использования системы конденсаторов.
- Далее настает черед электронного управления, благодаря которому для тока выставляется частота, соответствующая заранее выбранному режиму.
В результате возникают прямоугольные импульсы, которые корректируются обмоткой статора двигателя, что позволяет вывести ее на уровень синусоиды.
На что обратить внимание при выборе?
Если обратить внимание на доступные сегодня модели преобразователей, то определяющим фактором становится именно цена частотника . Дело в том, что наибольшим функционалом обладают лишь дорогие модели пребразователей частоты. Однако, чтобы выбираемый преобразователь смог успешно справляться с необходимыми задачами, нужно исходить из конкретных условий его использования.
- Преобразователь частоты может предусматривать два типа управления: векторное и скалярное. В первом случае можно выставить с высокой точностью необходимую величину тока. Особенностью скалярного управления является то, что устройство работает лишь в одном заданном соотношении между частотой и напряжением на выходе. Такие устройства могут использоваться лишь для обычных бытовых устройств, наподобие вентилятора.
- Характеристики мощности во многом влияют на универсальность преобразователя частоты. Это не только расширяет его возможности, но и создает меньше проблем при обслуживании.
- Для работы устройства должна быть предусмотрено сеть, обладающая максимально широким диапазоном напряжения. В этом случае уменьшается опасность, что устройство выйдет из строя в случае резких скачков. Наибольшую угрозу для оборудования представляет повышение напряжения, что может привести к взрыву сетевых конденсаторов.
- Важным параметром является и частота, значение которой должно быть достаточным для удовлетворения потребностей производства. По его нижнему пределу можно понять, насколько широкие возможности имеются для выбора оптимальной скорости привода. Если имеется необходимость в устройстве, обладающем более широким диапазоном частоты, то следует обратить внимание на модели с векторным управлением. На практике же наиболее распространены частоты с диапазоном 10-60 Гц, в редких случаях используются до 100 Гц.
- Наличие различных входов и выходов, используемых для управления. Гораздо удобнее пользоваться устройством, у которого количество подобных разъемов достаточно велико. Однако это же приводит к увеличению стоимости оборудования, а также создает трудности с правильной настройкой. В устройствах подобного типа могут быть предусмотрены три типа разъемов: дискретные, цифровые, аналоговые. Основное назначение первых заключается во вводе команд управления и вывода сообщений о событиях. При помощи цифровых разъёмов осуществляется ввод сигналов цифровых датчиков. Аналоговые же разъемы призваны решать задачу по вводу сигналов обратной связи.
- При выборе модели преобразователя следует обращать внимание на шину управления, характеристики которой должны соответствовать возможностям схемы частотного преобразователя, что проявляется в соответствующем количестве разъемов. Оптимальный вариант, когда их имеется достаточное количество на случай возможной модернизации.
- Перегрузочные способности. Рекомендуется отдавать предпочтение моделям частотников, запас мощности которых на 15% превосходит мощность используемого двигателя. Во избежание ошибок не помешает перед принятием решения ознакомиться с документацией. В них обычно приводятся все основные характеристики двигателя. Если стоит задача подобрать частотник, способное выдерживать пиковые нагрузки, то рекомендуется отдавать предпочтение оборудованию, которое сможет сохранять значение тока в условиях пиковой работы на 10% больше указанного.
Материалы
Чтобы сделать своими руками частотный преобразователь для однофазного электродвигателя, необходимо подготовить следующее:
- IR2135(IR2133) – драйвер трёхфазного моста;
- AT90SPWM3B – микроконтроллёр (используется как генератор PWM);
- программатор (например, AVReAl);
- шесть штук транзисторов IRG4BC30W;
- ЖКИ индикатор;
- шесть кнопок.
Самостоятельная сборка преобразователя частоты
Не стоит отказываться от идеи сделать своими силами преобразователь. Эту задачу решить по силам любому владельцу, учитывая, что в сети можно найти большое количество инструкций и схем по сборке подобного устройства и его подключению к асинхронному двигателю.
Рассматривая такой вариант, главное, о чем следует помнить – собираемая своими руками модель должна отличаться не только доступной ценой, но и надежностью, а также быть способна успешно решать задачи в бытовых условиях. Если же имеется потребность в устройстве для промышленного использования, то, естественно, оптимальным выбором будут преобразователи, предлагаемые магазинами.
Порядок действий по сборке схемы частотного преобразователя
Приводимая ниже схема рассчитана на проводку с напряжением 220В и одной фазой. Устройство предназначено для двигателя, мощность которого не превышает 1 кВт.
Вначале необходимо соединить между собой обмотки двигателя, для чего используется вариант «треугольник».
Основу конструкции оборудования образуют две платы. Первая будет уступать место для размещения таких элементов, как блок питания и драйвер. Помимо них здесь будут установлены транзисторы и силовые клеммы. Вторая плата используется для крепления микроконтроллера и индикатора. Для соединения плат друг с другом используется гибкий шлейф.
Для изготовления импульсного блока питания используется обычная схема, которую можно найти в сети.
Чтобы контролировать работу двигателя, нет необходимости воздействовать на ток при помощи внешних устройств. Однако нелишним будет добавить в конструкцию микросхему(IL300) путем введения линейной развязки.
Общий радиатор используется для размещения не только транзисторов, но и диодного моста.
Обязательным является наличие оптронов ОС2-4, назначение которых заключается в дублировании кнопок управления. На ОС-1 возлагается задача по выполнению пользовательских функций.
Если выбираемый частотный преобразователь имеет одну фазу, то он может работать без трансформатора. Альтернативой ему может служить токовый шунт, который выполняется в виде четырех витков манганинового провода сечением 0,5 км на оправе 3мм. Используемый шунт можно дополнить и усилителем DA-1.
Если мощность двигателя составляет 400 Вт, то он может работать и без термодатчика. С задачей по измерению напряжения сети успешно может справиться и DA-1-2 (усилитель).
Следует позаботиться о защите кнопок, установив на них пластиковые толкатели, управление же осуществляется посредством опторазвязки.
Если будут присутствовать длинные провода, то к ним следует добавить помехоподавляющие кольца.
Во время работы ротора двигателя можно выбирать любую скорость пределах частоты 1: 40. В режиме работы малых частот следует задействовать режим фиксированного напряжения.
Подключение частотного преобразователя
Если используемая проводка имеет одну фазу и напряжение 220В, то в качестве предпочтительной схемы подключения используется вариант «треугольник». Важно помнить о том, что ток на выходе может быть больше номинального не более, чем на 50%.
Если речь идет о трехфазной проводке с напряжением 380В, то для подключения к двигателю частотного преобразователя выбирается схема «звезда». Для простоты выполнения этой процедуры на преобразователе присутствуют клеммы, на поверхности которых имеются подсказки в виде букв.
- R, S, T– к этим контактам подводят провода сети в любом порядке;
- U , V , W – при помощи их выполняется включение асинхронного двигателя (в тех случаях, когда двигатель работает в режиме реверса, для возвращения к нормальному вращению достаточно любой из двух проводов поменять местами на контактах).
Обязательно в конструкции имеется клемма, используемая для заземления.
Рекомендации по обслуживанию оборудования
Чтобы собранный своими руками частотный преобразователь смог успешно выполнять свои функции на протяжении длительного времени, владелец должен выполнять следующие рекомендации:
- Следить за состоянием внутренних элементов, не допуская скопления на них пыли. При необходимости используют небольшой компрессор, поскольку пылесосу может быть не под силу удалить пыль, лежащую плотным слоем.
- Проверять работоспособность узлов и менять их при необходимости. Нормальным для электролитических конденсаторов считается срок службы длительностью 5 лет, для предохранителей – 10 лет. Вентиляторы охлаждения следует менять уже по прошествии 2-3 лет эксплуатации. Внутренние же шлейфы допускается использовать не более 6 лет.
- Необходимо следить за температурой внутренних механизмов, а также напряжением на шине постоянного тока. В случае роста температуры возникает опасность засыхания термопроводящей пасты, что может закончиться выходом из строя конденсаторов. Необходимо взять за правило наносить не реже как минимум каждые три года новый слой пасты на силовые компоненты привода.
- Необходимо в точности соблюдать условия эксплуатации. Оптимальным считается температурный режим окружающей среды на уровне до + 40 градусов. Крайне негативное влияние на работу элементов оказывают повышенная влажность и запыленность воздуха.
Заключение
Частотный преобразователь является необходимым оборудованием, повышающим эффективность работы асинхронного двигателя. При необходимости его можно изготовить своими силами. Для этого достаточно подготовить необходимые материалы и в точности следовать схеме сборки. При этом следует уделить особое внимание обслуживанию частотного преобразователя, так как при отсутствии должного внимания к его состоянию это оборудование может довольно скоро выйти из строя, что негативным образом скажется и на работе электродвигателя.
Источник: https://elektro.guru/elektrooborudovanie/elektrodvigatel/princip-raboty-i-izgotovlenie-chastotnogo-preobrazovatelya.html