Содержание
- 1 Проводка в машине: разбираемся с предназначением
- 1.1 Особенности автомобильной электропроводки
- 1.2 Что под капотом
- 1.3 Что в салоне
- 1.4 Как обнаружить неисправность
- 1.5 Порядок работы с мультиметром
- 1.6 Проверка напряжения
- 1.7 Поиск короткого замыкания
- 1.8 Проверка качества заземления
- 1.9 Проверка целостности цепи
- 1.10 Дополнительное оборудование
- 1.11 В заключение
- 2 Правила работы с автомобильной электропроводкой
- 3 Как правильно соединить провода в машине — Металлы и их обработка
- 3.1 Почему полезно разбираться в автоэлектрике
- 3.2 Электросхемы? — разберется даже школьник!
- 3.3 Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
- 3.4 Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
- 3.5 Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
- 3.6 Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
- 3.7 Стандартные цепи питания и соединение элементов
- 3.8 Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
- 4 Электричество в автомобиле: прогресс идет по проводам
- 5 Как соединять провода в автомобильной проводке
Проводка в машине: разбираемся с предназначением
Без электрических компонентов современному автомобилю с бензиновым двигателем невозможно даже сдвинуться с места. Но и наличие дизельного силового агрегата не сделает эксплуатацию автомобиля безопасной и комфортной. А все потому, что благодаря проводке все узлы и агрегаты работают как единый механизм.
На фото – подкапотная проводка
Особенности автомобильной электропроводки
И действительно, все эти жгуты проводки, опоясывающие автомобиль сверху-донизу, выполняют единственную задачу – обеспечить бесперебойную передачу электрических импульсов между компонентами той или иной системы. И если один из проводов имеет плохой контакт, или еще хуже – сгорела или окислилась клемма, то работа цепи нарушится или же и вовсе откажет.
Заменить – просто, сложнее найти место обрыва или короткого замыкания своими руками, особенно если не знать, как это сделать.
В данной статье мы постараемся ответить на многие вопросы, включая и:
- как прозвонить проводку в машине для поиска неисправности;
- как правильно починить исполнительный механизм;
- как восстановить плохой контакт;
- как решить другие проблемы, связанные с электрооборудованием.
Поиск неисправности проводки требует знания основ работы и точного инструмента
Что под капотом
В подкапотном пространстве встречается множество проводов, выполняющих самые разнообразные функции:
- передающие импульсы высокого напряжения от источника тока (генератора или АКБ) в цилиндры двигателя;
- передающие данные от всевозможных датчиков;
- обеспечивающие непрерывную работу системы подачи топлива, осветительных приборов и т.п.
Наибольшего контроля заслуживает проводка системы зажигания
Что в салоне
Внутри автомобиля, предназначенного для водителя и его пассажиров, проводов даже больше, поскольку здесь расположены:
- Органы управления автомобильными системами:
- управление внешними осветительными приборами (освещением дорожного полотна, сигналами маневрирования и задними стоп-сигналами);
- управление звуковыми устройствами;
- управление АКПП;
- управление электронными помощниками (круиз-контроль, автоматические стеклоочистители, навигационная система);
- Контрольные приборы и датчики;
- Системы активной безопасности:
- электроприводы ремней безопасности;
- механизмы подушек безопасности водителя и переднего пассажира;
- Функции комфорта:
- кондиционер;
- стеклоподъемники;
- музыкальная аппаратура;
- системы подогрева стекол, зеркал, кресел и т.п.
Замена проводки в машине обязательно потребует и разборки панели приборов
Обратите внимание!Через салон проходят жгуты проводов к задней части авто.
Поэтому, внутри машины максимальная концентрация электропроводки.
Как обнаружить неисправность
Если что-то из электрических приборов или исполнительных механизмов перестает работать, то не стоит спешить с его заменой. Нельзя исключать, что причина отказа скрыта в нарушении работоспособности проводки, и установка нового оборудования проблему не решит.
Работа с мультиметром позволяет легко определить неисправность проводов
Любая заводская инструкция к автомобилю рекомендует начинать поиски причины неисправностей с прозвона электрических проводов, соединяющих данный прибор или механизм с другими компонентами.
Для этого необходимо вооружиться:
- мультиметром;
- либо сигнальной лампой на 12 Вольт с соединительными проводами.
Порядок работы с мультиметром
На видео в этой статье вы сможете увидеть некоторые моменты работы с измерительной аппаратурой при проведении работ по обнаружению поломок в бортовой электросети. А основным инструментом любого автоэлектрика был и остается многофункциональный цифровой прибор – мультиметр. (См. также статью Схема электропроводки ВАЗ 2105: описание.)
Цена данного прибора невелика, что делает его доступным большинству автолюбителей
Справочно: Мультиметр представляет собой универсальное устройство, одновременно объединяющее омметр, амперметр и вольтметр.
За измерение напряжения бортовой цепи отвечает вольтметр, силу тока измеряет амперметр, а сопротивление соответственно определяет омметр.
Проверка напряжения
Итак, если в автомобиле один из электронных компонентов перестал работать, то первым делом нужно осуществить проверку напряжения электрической цепи, которая соединяет его с другими устройствами. (См. также статью Схема электропроводки Газель: как установить.)
Для этого:
- Переключаем мультиметр в режим вольтметра;
- Подсоединяем один из щупов прибора к отрицательной клемме аккумулятора (если проверяемое устройство находится под капотом) или к массе автомобиля, стараясь выбрать место на кузове с хорошим контактом;
- Второй щуп подключаем к подающему проводу в проверяемой цепи, предварительно сняв его с клеммы устройства или прибора.
Если на табло появится значения – напряжение в проводе присутствует и сам провод исправен. Проделываем операцию с другими проводами, и когда обнаружим точку, где напряжение в сети отсутствует, определяем, что источник неисправности расположен в этом отрезке.
На фото – процесс работы в подкапотном пространстве
Обратите внимание!
В некоторых электрических цепях автомобиля напряжение присутствует только тогда, если ключ в замке зажигания установлен в определенное положение.
Поиск короткого замыкания
Данная процедура характерна таким моментом, как полное отсутствие напряжения в цепи.
Для этого:
- извлекается плавкий предохранитель, отвечающий за проверяемую цепь;
- мультиметр переводится в режим вольтметра;
- один из щупов подключается к клеммам подключения предохранителя в тот момент, когда все остальные приборы и оборудование этой цепи обесточены;
- пошевелите провод – если на экране будут появляться значения, значит провод закорачивает.
До такого состояния провода в автомобиле лучше не доводить
Обратите внимание!Чаще всего это происходит с проводкой в местах, где протерлась изоляция.
Подобный тест на поиск короткого замыкания можно осуществить с любым другим элементом цепи, в т.ч. с выключателями.
Проверка качества заземления
Поскольку подавляющее большинство автомобилей имеет однопроводную схему электропроводки, и «-» все электрическое оборудование получает через металлический корпус авто, качество заземления приборов и механизмов играет решающую роль.
Но в процессе эксплуатации, детали корпуса:
- ржавеют;
- окисляются;
- разбалтываются;
и у электрооборудования, подключенного к корпусу, теряется электрический контакт, они начинают работать с перебоями. Чтобы убедиться в их исправности, следует провести проверку надежности заземления.
Такие контакты под подозрение попадают в первую очередь
Алгоритм проверки надежность подключения электрооборудования и других элементов к массе автомобиля будет следующим:
- Отсоединяем аккумуляторную батарею и подсоединяем один из проводов мультиметра к массе автомобиля;
- Второй провод подсоединяем к точке заземления или к соединению, которое мы проверяем;
- Если на экране будут появляться значения, сверьте их с заводскими параметрами, и если они близки – значит заземление в порядке.
Проверка целостности цепи
Данная процедура необходима для того, чтобы владелец автомобиля определить, все ли в порядке с проводкой и нет ли в цепи разрыва.(См. также статью Схема электропроводки Нива Шевроле.)
Порядок действий следующий:
- Отключите напряжение от цепи, вытащив плавкий предохранитель или отключив клемму на АКБ;
- Проверьте электрическую цепь на целостность, присоединив к ее концам щупы мультиметра;
- Затем подсоедините один из щупов к массе автомобиля;
- Если на экране появятся значения – разрывов в цепи нет;
- Если экран остается статичным – где-то в электроцепи есть разрыв.
С таким контактом электрооборудование работать не будет
Дополнительное оборудование
В процессе эксплуатации владельцы автомобилей нередко устанавливают дополнительное электрооборудование:
- Сигнализацию;
- Более мощные осветительные приборы;
- и видео аппаратуру и т.п.
Их интеграция добавляет проводки в автомобиле, а также нагружает электросистему. Более того, ряд «новых» потребителей электричества неотключаемые, например, сигнализация, а значит, вероятность быстрого разряда аккумуляторной батареи становится очень актуальной.
Утечка тока также определяется с помощью мультиметра
Если ваш автомобиль начинает плохо заводиться после длительной стоянки, то следует определить причину утечки тока. Найти утечку вам также поможет многофункциональный прибор, переведенный в режим амперметра.
Совет: Не забудьте выставить диапазон измерения до 10 Ампер, поскольку ток в бортовой сети автомобиля постоянный.
В заключение
Провода в автомобиле выполняют очень ответственную роль. И даже будучи защищенными надежной изоляцией и закрытыми от внешнего воздействия в виде атмосферных осадков и высоких температур, провода могут потерять свои свойства, что приведет к поломкам и отказам как отдельных цепей, так и всех электросистем автомобиля.
А своевременный контроль и диагностика их технического состояния позволит предотвратить поломки, тем самым, сбережет ваше время и, самое главное, сохранит ваш автомобиль целым и невредимым.
Помогла статья? Оцените её Загрузка…
Источник: https://avtoelektrik-info.ru/zap-chasti/79-provodka-v-mashine
Правила работы с автомобильной электропроводкой
19.04.2015
К списку статей
У нас страна полна мудрецами, способными проверять проводку «на искру» и ездить годами с проводкой «на скрутках». Про «жучки» вместо предохранителей просто умолчим. Бесспорно, и так можно жить, но сегодня речь пойдёт о правильном и надёжном подходе к работе с автомобильной электрикой. И акцент будет сделан именно на провода, соединения, разъемы, изоляцию — т.е. межблочные элементы. Расскажу о собственном опыте. На абсолютную истину не претендую, тем не менее есть положительный опыт, а полученные в своё время знания электроники позволяют делать суждения.
Всё нижесказанное будет справедливым для рядовой городской эксплуатации легкового автомобиля. Если вы планируете работы с автомобилем, эксплуатирующимся вне дорог, в условиях сильной загрязненности или повышенной влажности (броды и т.п.), делайте соответствующие поправки.
Условия для работы
Итак, прежде всего нужно понимать, что для работы с автоэлектрикой нужно иметь подходящее место, достаточный набор инструментов, аккуратность, терпеливость и некоторые знания электротехники.
Успешно работать с электрикой можно и в поле (действительно так неоднократно поступал), а можно и в гараже всё запороть. Когда вы приезжаете на СТО, вы должны чётко понимать, что электрик и любой автомеханик это разные люди, пост электрика не может располагаться там же, где и механика. Если вы видите грязную территорию, в смазке, без должного освещения — бегите из этой шараги побыстрее. Соответственно, когда работаете сами, организуйте и продумайте своё рабочее место, а не делайте всё «на коленке». Работать нужно при теплой температуре: в холоде как вы сами замерзнете, а значит работа пойдет некачественно (это не гайки крутить); так и провода станут негибкими, а изолента нелипкой — качество упадёт.
Из инструментов понадобится не только 60-ваттный паяльник. Точнее, он-то и не понадобится — слишком мощный и неуклюжий. А вот паяльник с питанием от 12 вольт будет кстати, особенно если вы собираетесь работать не только в гараже, где есть 220 В. В любом случае оптимальным будет 40-ваттный паяльник с обычным жалом. Я использую обычный припой ПОС-61 и флюс ФИМ. Почему ФИМ? Как-то так повелось и оказалось, что он очень эффективен.
Но нужно помнить, что при работе с платами (а также с многоконтактными разъемами) его требуется тщательно смывать, например, спиртом — и лучше не игнорируйте это, иначе впоследствии начнутся «глюки» из-за утечек. Также понадобятся плоскогубцы, мелкая отвертка, пинцет, спирт, кусачки, нож (скальпель), ножницы, маркер, термотрубки, изолента, провода 0.5мм2 и 0.75мм2 (как самые ходовые).
Отдельно о мультиметре. Он, пожалуй, должен быть у любого автомобилиста, способного на большее, нежели доливка масла.
Подойдет обычный простейший цифровой мультиметр — в любом магазине их достаточно.
И, конечно, самое главное это ваши собственные качества и знания. Знаний чем больше, тем лучше, ну и неспешно, терпеливо, с тщательной проверкой и тестированием.
Прокладка проводов
Провода следует подбирать с учётом тока, который будет по ним проходить и их длины. Наиболее ходовыми являются 0.5мм2 и 0.75мм2, ещё можно использовать 0.35мм2 для малых токов. По типу это ПВ-3, ПуГВ и МГШВ — это то, что можно легко найти в магазинах электроники.
Если есть возможность использовать «автомобильные» провода ПВА, тоже хорошо, но преимуществ у них кроме многообразия цветов нет.
Прокладку новых проводов следует по возможности тщательно планировать, иначе ваш автомобиль через какое-то время станет напоминать трудно разбираемую паутину, которая к тому же затрудняет демонтаж деталей.
Нужно стараться прокладывать провода группами, определяя общие пути. Также не забываем о разъемах там, где они могут понадобиться.
Никаких натяжений проводов быть не должно, никакой нагрузки на блоки или разъемы — провода это не тросы! Иначе они отплатят вам в самый неподходящий момент. Провода ведём свободно с разумным запасом, но так, чтобы они не болтались, чтобы за них не зацепить впоследствии.
Жгуты проводов в салоне не помешает обернуть самоклеющейся тканевой лентой для шумоизоляции. Такую ленту можно заказать, по крайней мере, в китайских интернет-магазинах.
Особое внимание при размещении проводов в моторном отсеке. Здесь опасность представляют высокие температуры, вращающиеся и трущиеся элементы, а также возможность механического повреждения при ремонтах. Поэтому расположение планируем (можно проводить вдоль штатной проводки), а сами провода защищаем в пластиковую гофру.
Пайка разъемов
Я делаю разъемы (обычные автомобильные — ножевые) таким образом. Сначала слегка припаиваю к разъему кабель. После этого плоскогубцами обжимаю разъем, здесь не помешает захватить и изоляцию, хотя и не обязательно. И наконец, ещё раз, более тщательно пропаиваю соединение. Это гарантирует и механическую прочность, и электрическую проводимость.
Остаётся изолировать разъём термотрубкой. Такая технология показала себя абсолютно надёжно.
Следует сказать, что если не делать повторную пайку, соединение может разрушиться, а обнаружить это будет непросто, что может приводить к «глюкам» в работе.
Ну и про обжим без пайки говорить не буду: может это и технологично на заводе, но не гарантирует хорошей проводимости, особенно при небольших токах.
Надежность
Нужно понимать, что при эксплуатации, а также при ремонте автомобиля невольно возникают нагрузки и усилия, способные повредить электропроводке.
Поэтому, насколько бы нежным и высокотехнологичным ни был сам электронный блок, его корпус, внешние соединения, а также межблочная проводка должны быть механически устойчивыми и надёжными, способными устоять не только к вибрациям, ударам и загрязнениям в процессе эксплуатации, но и к неаккуратному и даже варварскому обращению при ремонте.
Разъемы необходимо надежно соединять с проводами, т.к.
часто именно держа за провода пытаются выдернуть разъем. За провода могут цеплять руками, инструментами и другими деталями. Хороший вариант — использование пластиковых гофр. В других случаях поможет термотрубка, способная не только изолировать, но и защищать соединение механически.
Если разъемные соединения находятся не в зоне агрессивной среды (под днищем, спереди у бампера, под крыльями), они вполне хорошо переносят воздействия без дополнительной защиты. В остальных случаях стоит подумать о герметичным разъемах или дополнительной защитной обработке и герметизации.
Удобство сервиса
Рано или поздно, вам самим или кому-то другому придётся ремонтировать или проводку, или какие-либо узлы, расположенные рядом с ней. Поэтому старайтесь предусмотреть всё, чтобы проводку можно было удобно демонтировать без нарушения целостности — не скупитесь на разъемы и не жалейте время на планирование.
Проводка, выполненная проводами одного цвета — это ужас! В любом радиомагазине есть провода как минимум 4-5 цветов, а автомобильные провода и вовсе насчитывают не один десяток цветов и их вариаций. Кроме того, провода одного цвета при необходимости их разделить можно помечать перманентным маркером: например, продольной полоской или несколькими поперечными. Такое обозначение может стереться, но не на протяжении всего провода, и обычно держится неплохо.
Кроме того, будет нелишним некоторые провода помечать метками, указывающими на их назначение. Метки удобно делать из белой изоленты, надпись наносится перманентным маркером и держится отлично.
Диагностика и тестирование
Забываем про «лампочки-контрольки» — мультиметр нам в помощь. После монтажа проводки будет нелишним проверить, какое напряжение поступает на нагрузку: все ли соединения надежны, нет ли большого сопротивления по «массе».
После пайки многоконтактных разъемов проверяем (не подсоединив их) сопротивление между контактами, т.к. на корпусе разъема мог остаться флюс, создающий утечки. Эти утечки незаметны при больших нагрузках, но при подключении, например, светодиодов, могут начаться забавные вещи в виде «тления» и перемигивания.
Нужно понимать, что электропроводка современного автомобиля включает не только обычные, но и цифровые линии (CAN, LIN, OBD и др.). Если на первых мы легко может увидеть напряжение или его отсутствие, то при диагностике цифровых линий мультиметр не поможет — не обойтись без осциллографа. К таким линиям в целом нужно относиться особенно осторожно.
Также помимо 12В в автомобильной проводке действует и напряжение 5В.
Будьте внимательны, не подайте на такие провода напряжение с аккумулятора: с большой вероятностью вы «убьете» соответствующий блок.
Меры предосторожности
В автомобиле используется напряжение 12 В, которое безопасно для человека. А вот человек, напротив, может повредить некоторым модулям. Конечно, автомобильная электроника имеет хорошую защиту, но всё же следует иметь ввиду, что человек может повредить накопившимся на нём статическим электричеством чувствительные блоки.
Также в процессе работы вполне реально устроить КЗ — поверьте, каким бы аккуратным вы ни были, но рано или поздно в процессе работы вы случайно замкнёте какой-нибудь провод или контакт. Поэтому лучше отключите питание. Ну и не забываем о наличии предохранителей правильных номиналов.
Поделись с друзьями:
Источник: http://LADA-2108.ru/tuning.php?id=62
Как правильно соединить провода в машине — Металлы и их обработка
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь.
Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата).
По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.
Электросхемы? — разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1»Цепь под номером 31 — заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
Пин №2 разъема С301 соединяется с пином №9 разъема С104, который, в свою очередь, идет в пин №3 разъема С107
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector).
Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы.
Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Источник: https://magnetline.ru/metalloprokat/kak-pravilno-soedinit-provoda-v-mashine.html
Электричество в автомобиле: прогресс идет по проводам
Согласно статистике, в течение последнего десятилетия масса бортовой сети увеличилась на 10 кг — по кило в год! Электрические связи постепенно вытесняли механические. Общая длина проводов росла, их пучки становились все толще, и в машине оставалось все меньше неэлектрифицированных уголков. У некоторых автомобилей суммарная масса электрики уже перевалила за полцентнера.
К 2025 году, если ничего не предпринимать, бортовая сеть потяжелеет еще на десяток кило. Ведь на электронику возлагают все больше функций, чтобы уровень комфорта и безопасности продолжал расти. Однако разработчики не сидят сложа руки, а изыскивают способы сделать электросхему более легкой, компактной, надежной и быстродействующей.
Цифровая диета
Здорово похудеть электропроводке помогают… шины. Конечно, не те, которые на колесных дисках, а электрические, передающие цифровые сигналы. Разница с обычной аналоговой связью в том, что у исполнительных механизмов появились собственные блоки управления. И к ним подходят уже не толстые жгуты, а лишь один или пара (в зависимости от скорости передачи данных) информационных проводов, не считая питания («минус» традиционно сидит на кузове).
Бортовая сеть автомобиля включает в себя десятки управляющих блоков и сотни метров проводов. Количество возложенных на электронику задач будет расти, а значит, надо думать, как упростить электросхемы.Бортовая сеть автомобиля включает в себя десятки управляющих блоков и сотни метров проводов. Количество возложенных на электронику задач будет расти, а значит, надо думать, как упростить электросхемы.
Бортовая сеть автомобиля включает в себя десятки управляющих блоков и сотни метров проводов. Количество возложенных на электронику задач будет расти, а значит, надо думать, как упростить электросхемы.
Такая архитектура позволяет избавиться от сотен метров проводов. И масса меньше, и дорогая медь экономится.
Легче стало работать компоновщикам: проложить пару тонких проводов проще, чем пучок толщиной с руку.
Не думайте, что электрические шины применяют исключительно на дорогих моделях. У бюджетной Калины цифровой сигнал идет не только к двигателю, ABS и подушкам безопасности, но и к модулю передних дверей, управляющему электростеклоподъемниками, обогревом и регулировкой зеркал. Всякий раз инженеры решают, что выгоднее проложить — обычную проводку или шину.
CAN и все, все, все
Одна из основных в схеме электрооборудования — шина CAN (Controller Area Network). Это последовательная шина: данные и команды передаются по одному каналу один за другим. CAN-шину образуют два провода, заплетенных в косичку, — это так называемая витая пара. Два провода — для страховки от потери данных при передаче, а завивают провода для дополнительной защиты сигнала от электромагнитных помех.
Бортовая сеть с центральным процессором позволяет уменьшить число электронных компонентов и сократить общую длину проводов. Разработчики проекта RACE наглядно продемонстрировали, насколько проще становится архитектура. На стенде слева — бортовая сеть современного автомобиля среднего класса, справа — аналог с системой RACE. Правда, у перспективного варианта убрали с глаз долой силовые и информационные провода — «исключительно для облегчения восприятия», утверждают разработчики.Бортовая сеть с центральным процессором позволяет уменьшить число электронных компонентов и сократить общую длину проводов.
Разработчики проекта RACE наглядно продемонстрировали, насколько проще становится архитектура. На стенде слева — бортовая сеть современного автомобиля среднего класса, справа — аналог с системой RACE. Правда, у перспективного варианта убрали с глаз долой силовые и информационные провода — «исключительно для облегчения восприятия», утверждают разработчики.Бортовая сеть с центральным процессором позволяет уменьшить число электронных компонентов и сократить общую длину проводов. Разработчики проекта RACE наглядно продемонстрировали, насколько проще становится архитектура.
На стенде слева — бортовая сеть современного автомобиля среднего класса, справа — аналог с системой RACE. Правда, у перспективного варианта убрали с глаз долой силовые и информационные провода — «исключительно для облегчения восприятия», утверждают разработчики.
И отличаются они друг от друга не только длиной, но и скоростью передачи данных.
Какая шина быстрее — задействованная в системах безопасности или завязанная на комфорт? Безусловно, приоритет отдается спасению человека, а обеспечить ему блага цивилизации — задача не самая первоочередная. Поэтому данные, идущие по CAN-шине к двигателю, трансмиссии, подушкам безопасности и блоку ABS/ESP, придут быстрее, чем адресованные климатической установке или аудиосистеме. Для сравнения: по низкоскоростной магистрали сигналы движутся со скоростью 100 кбит/с, а по СAN-«автобану» — почти на порядок быстрее.
Когда не требуются «скорострельность» и сверхнадежность, используют более дешевую однопроводную шину LIN (Local Interconnect Network). Ее применяют обычно для создания локальных сетей. Если вновь обратиться к примерам из живой природы, то LIN — это маленькие веточки, отходящие от более толстых. Например, блок управления климат-контролем висит на «комфортной» CAN-шине, а LIN-шины идут к находящимся в его подчинении исполнительным механизмам — к вентилятору климатической установки, приводам заслонок, распределяющих воздушные потоки, и обогреву сидений.
Супермозг будущей бортовой сети — центральный процессор. Он вместе с операционной системой возьмет на себя функции десятков нынешних управляющих блоков.Супермозг будущей бортовой сети — центральный процессор. Он вместе с операционной системой возьмет на себя функции десятков нынешних управляющих блоков.Супермозг будущей бортовой сети — центральный процессор.
Он вместе с операционной системой возьмет на себя функции десятков нынешних управляющих блоков.
С развитием интернет-доступа в автомобиле растет потребность в быстром обмене данными между мультимедийными приборами. Тут не хватает даже скорости, которую развивает CAN-шина. Поэтому медные провода уступили место оптоволокну: информацию приборам несут не электроны, а импульсы света.
Они не только доставляют «посылки» в десятки раз быстрее (скорость передачи данных — до 25 Мбит/с), но и не боятся электромагнитных помех.
Шина MOST (Media Oriented Systems Transport) объединяет в автомобилях аудио- и видеоаппаратуру, телефон, устройства для связи с Интернетом. Тянуть оптоволокно к другим системам и агрегатам не спешат — дорого! Да и электронные проводники пока достойно справляются. Хотя не исключено, что в ходе постепенного превращения автомобиля в компьютер на колесах оптоволокно свяжет и другие приборы.
Компьютер на колесах
Шины передачи данных — это только первый шаг к компьютерной архитектуре электрооборудования. Следующим станет схема с центральным процессором, который обрабатывает стекающуюся к нему информацию и согласовывает работу всех систем. Сегодня в автомобиле среднего класса около 70 блоков управления с собственными алгоритмами и программным обеспечением, которые взаимодействуют друг с другом, но не имеют общего «руководителя». В перспективе его функции возьмет на себя операционная система, а потому необходимость в местных «управленцах» отпадет.
Один из проектов бортовой автомобильной сети с центральным процессором представил концерн Siemens. Его разработчики вместе с производителем электрокаров StreetScooter (недавно поглощен немецкой почтовой службой DHL) оснастили серийный автомобиль системой RАСЕ. В вольном переводе эту аббревиатуру можно расшифровать так: «выносливая и надежная электрическая схема для перспективных электрокаров».
В машине с системой RACE один центральный процессор управляет всеми агрегатами, узлами, системами — от двигателя до звукового сигнала. Из соображений безопасности функции многократно продублированы, так что в надежности подобного электрооборудования можно не сомневаться.
Очевидно, что из-за сокращения числа блоков управления и кабелей бортовая сеть станет компактнее и легче. Это очень понравится автопроизводителям, которые ломают голову над тем, как бы и на чем выгадать заветные граммы. А для будущего владельца машины важно, что такая система работает стабильнее. По крайней мере, теоретически: чем меньше компонентов, тем меньше вероятность сбоев и глюков.
Кроме того, автомобиль, подобно компьютеру, получает доступ к технологии Plug and Play, позволяющей подключать новые устройства и менять параметры уже задействованных. Чтобы наделить какой-нибудь прибор в машине новой функцией, в большинстве случаев достаточно изменить программу и не трогать железо. Многие недочеты, допущенные разработчиками, удастся устранять без массовых отзывов и внеплановых визитов на сервис: загрузил обновление — и ошибка ушла.
И даже снятые с производства модели смогут дольше оставаться востребованными на рынке благодаря постоянной подпитке новыми алгоритмами для работы инфотейнмента и других бортовых систем. Правда, о том, как обновлять софт, производители умалчивают. Не исключено, что автомобиль будет сам подкачивать некоторые обновления через Интернет, как это делают стационарные компьютеры и мобильные гаджеты.
А доступ к параметрам, влияющим на безопасность, получат исключительно фирменные сервисные центры.
С каждым годом автомобиль обрастает новыми электронными приборами и системами. И они неизбежно тянут за собой электропроводку. А значит, в ближайшее время появится еще множество интересных разработок, которые определят дальнейший путь развития бортовой сети. Куда этот путь будет вести? Сложно сказать. Зато понятно как — по проводам.
Поднять до 48
Концептуальный Audi RS5 c гибридной бортовой сетью 12–48 В: (1) — 12‑вольтовый генератор; (2) — 12‑вольтовая сеть; (3) — 48‑вольтовый накопитель энергии; (4) — 12‑вольтовый аккумулятор; (5) — преобразователь напряжения; (6) — 48‑вольтовая сеть; (7) — электронаддув двигателя.Концептуальный Audi RS5 c гибридной бортовой сетью 12–48 В: (1) — 12‑вольтовый генератор; (2) — 12‑вольтовая сеть; (3) — 48‑вольтовый накопитель энергии; (4) — 12‑вольтовый аккумулятор; (5) — преобразователь напряжения; (6) — 48‑вольтовая сеть; (7) — электронаддув двигателя.
Концептуальный Audi RS5 c гибридной бортовой сетью 12–48 В: (1) — 12‑вольтовый генератор; (2) — 12‑вольтовая сеть; (3) — 48‑вольтовый накопитель энергии; (4) — 12‑вольтовый аккумулятор; (5) — преобразователь напряжения; (6) — 48‑вольтовая сеть; (7) — электронаддув двигателя.
Не менее десяти лет ведущие производители электронных компонентов совместно с автоконцернами работают над различными схемами с повышенным напряжением. Были идеи перевести бортовую сеть на напряжение 36 В, а самые свежие разработки, очень близкие к серии, рассчитаны на 48 В.
Чем выше напряжение, тем меньше ток, а следовательно, можно проложить более тонкие провода — опять-таки экономия на цветных металлах и выигрыш в массе. Кстати, приборы, рассчитанные под большее напряжение, легче низковольтных аналогов. Так почему не поднимают планку еще выше? Исключительно по соображениям безопасности: возникает риск поражения электричеством.
Для начала сети станут смешанными: некоторые узлы будут питаться 12 вольтами, а «высоковольтными» сделают только приборы, потребляющие большую мощность, — электромоторы гибридных установок, электроусилители руля, элементы шасси с электронным управлением, компрессоры с электроприводами.
Алюминий против меди
Электропроводность алюминия хуже, чем у меди, а значит, при одинаковой нагрузке потребуется более толстый провод. Он вырастет в объеме в полтора раза, но все равно окажется на 40% легче медного.Электропроводность алюминия хуже, чем у меди, а значит, при одинаковой нагрузке потребуется более толстый провод. Он вырастет в объеме в полтора раза, но все равно окажется на 40% легче медного.
Электропроводность алюминия хуже, чем у меди, а значит, при одинаковой нагрузке потребуется более толстый провод. Он вырастет в объеме в полтора раза, но все равно окажется на 40% легче медного.
Медь на протяжении долгого времени была единственным проводником электрических сигналов в автомобиле. Стопроцентной замены ей пока не нашли, но монополия заканчивается: одним из реальных конкурентов на место в бортовой сети является алюминий.
Он легче и дешевле меди, но не лишен недостатков.
Алюминий — металл с низким пределом прочности, и провода из него часто ломаются после нескольких сгибаний. Поэтому основное применение этого материала — в жестко закрепленных кабелях. В основном это толстые силовые проводники: получается значительный выигрыш в массе. Однако прокладывать такой кабель сложнее: электропроводность алюминия ниже, чем у меди, а потому алюминиевый кабель приходится делать толще медного.
Чтобы обеспечить надежный контакт алюминиевого провода, разработчики придумывают разъемы хитроумных конструкций. Один из вариантов — разъем в стальном корпусе, с нажимной пружиной, исключающей разбалтывание контактов.Чтобы обеспечить надежный контакт алюминиевого провода, разработчики придумывают разъемы хитроумных конструкций. Один из вариантов — разъем в стальном корпусе, с нажимной пружиной, исключающей разбалтывание контактов.Чтобы обеспечить надежный контакт алюминиевого провода, разработчики придумывают разъемы хитроумных конструкций.
Один из вариантов — разъем в стальном корпусе, с нажимной пружиной, исключающей разбалтывание контактов.
Кроме того, крылатый металл на воздухе быстро окисляется, что опаснее всего для соединений алюминия с другими проводниками. Возникающая на поверхности оксидная пленка имеет высокое сопротивление, в результате провод будет нагреваться, со временем деформируется — и контакт нарушится. Разработчики совершенствуют разъемы, чтобы устранить этот недостаток. А для оптимальной укладки кабеля используют компьютерное моделирование.
В общем, возможностей для совершенствования предостаточно.
Фотогалерея
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/763474-elektrichestvo-v-avtomobile-progress-idet-po-provodam/
Как соединять провода в автомобильной проводке
В этой статье рассмотрим способы соединения проводов при ремонте электропроводки автомобиля. Описанные способы ремонта проводки автомобиля проверенные на практике, но не единственные.
Рассмотренные соединения попытаемся оценить по четырем главным критериям важных при ремонте автомобильной проводки:
- хороший электрический контакт;
- механическая прочность;
- защита от влаги;
- гибкость.
Соединение проводов путём скручивания
Способ соединения проводов скручиванием наиболее распространен среди автомобилистов и автомобильных СТО. Широкое применение этого способа обусловлено его простотой, довольно неплохой механической прочностью и при правильном изолировании, хорошей защитой от влаги. Для выполнения подобного соединения, нам не понадобиться ни какой инструмент.
Единственный расходник для такого соединения — изолента, которую нужно подобрать правильно (об этом мы поговорим позже). Подобное соединение можно применить при ремонте автомобильной электропроводки, где не требуется механическая прочность, в местах имеющих трудный доступ для спец инструмента, там, где отсутствует цифровой сигнал CAN шины.
Достоинства: быстрота соединения проводов, неплохой контакт, гибкость.
Недостатки: низкая механическая прочность соединения.
Оценка соединения:
- электрический контакт – (зависит от качества соединения);
- механическая прочность – ;
- защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
- гибкость соединения –
Соединение проводов путём пайки
Повысить прочность соединения можно путём пайки проводов. Хотя недостатков подобного соединения для автомобильной проводки больше чем преимуществ. Достоинства: механическая прочность соединения, отличный электрический контакт в соединении.
Недостатки:
- автомобильные провода со временем окисляются, поэтому выполнить пайку становиться довольно трудно (применение активных флюсов зачастую ухудшает электрическое соединение);
- из-за большой текучести олова жестким становиться 10-15мм провода под изоляцией, следовательно, соединение перестает быть гибким
Оценка соединения:
- электрический контакт – (зависит от качества соединения);
- механическая прочность – (для хорошо пропаянного соединения);
- защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
- гибкость соединения –
Соединение проводов опресовкой №1
Используя широко распространенные разъемы типа «мама», «папа» можно выполнить крепкое электрическое соединение автомобильных проводов. Вот правда для выполнения прочного соединения проводов потребуется специнструмент. Достоинства: механическая прочность, хороший электрический контакт, замечательная гибкость, т. к. длина соединения 8-10 мм, возможность подключения дополнительного провода к штатной проводке автомобиля с незначительным ее повреждением, низкая цена соединения.
Недостатки: очень трудно подобрать подходящий инструмент, дороговизна инструмента.
Оценка соединения:
- электрический контакт – ;
- механическая прочность – ;
- защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
- гибкость соединения –
Соединение проводов №2
Соединить электропроводку автомобиля таким способом не составит труда. Для подобного соединителя нет необходимости даже зачищать провода, эту функцию выполнит соединитель, прорезав изоляцию проводов до меди. Однако соединять провода с большим током в нагрузке не желательно, т.к. соединение выполняется не по всему сечению провода и площадь контакта очень маленькая. Достоинства: простота соединения, возможность подключения дополнительного провода к штатной проводке автомобиля с незначительным ее повреждением.
Недостатки: низкая механическая прочность, низкая защита от влаги (из-за большого размера соединения, нет возможности хорошо заизолировать соединение, поэтому область применения такого соединения ограничена), удовлетворительный электрический контакт (используется небольшая площадь контакта в соединении).
Оценка соединения:
- электрический контакт – ;
- механическая прочность – ;
- защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
- гибкость соединения –
Cоединение проводов №3
Данное соединение проводов простое в применении, обеспечит хороший электрический контакт, но увы обладает низкой защитой от влаги. Достоинства: простота соединения электропроводов, хороший электрический контакт, дешевый и распространенный инструмент.
Недостатки: низкая защита от влаги (тяжело заизолировать соединение).
Оценка соединения:
- электрический контакт – ;
- механическая прочность – ;
- защита от влаги — ;
- гибкость соединения –
Соединение проводов опресовкой с клеевым изолятором №4
Данное электрическое соединение максимально отвечает всем требованиям. Оно обладает достаточной механической прочностью, защитой от влаги (так как при нагреве изолятор усаживается и расплавляет клей находящийся внутри), имеет хороший электрический контакт, для установки применим простой распространенный инструмент.
Недостатки: низкая гибкость, так как 3-4 см соединения придают проводу жесткость.
Источник: https://chevroletcars.ru/info/kak-soedinjat-provoda-v-avtomobilnoj-provodke/