Содержание
- 1 Освещение в административных зданиях
- 2 Системы искусственного освещения жилых и общественных зданий — требования, нормативы, особенности
- 3 Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях
- 3.1 Устройство светодиодного светильника для общего освещения
- 3.2 Каковы ключевые моменты, характеризующие качество светодиодного светового прибора?
- 3.3 Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России? Каковы их результаты?
- 3.4 Что говорится о применении светодиодных светильников в образовательных учреждениях в действующих российских нормативных документах?
- 4 Освещение школьных классов и учебных аудиторий
- 5 Выбор светильников для подъездов многоквартирных домов
- 6 Светодиодные светильники типа Кобра
Освещение в административных зданиях
В инфраструктуре каждого населенного пункта от крупного мегаполиса до деревни всегда есть административные здания. Управленческие органы, различные организации и учреждения создают порядок и каждодневно повышают качество нашей жизни. Для создания оптимальных условий для работников умственно труда одним из важных факторов является правильное освещение.
К административным зданиям относится масса строений, а также их совокупность, которые объединяет общая направленность деятельности – хозяйственная, экономическая, общественная, различные организации. В одном сооружении могут находиться совершенно разные учреждения. Но всех их работников объединяет одно – умственный труд, работа с документами, чертежами, графиками, за компьютером.
Административное освещение может быть представлено различными видами и типами светильников, но единое требование к ним – это высокое качество к световому потоку, который не оказывает негативного влияния на зрение человека в течение многочасового рабочего дня. Ведь залог плодотворной и результативной деятельности учреждения напрямую зависит от эффективной и успешной работы всего коллектива. Именно поэтому грамотный руководитель должен позаботиться о качественных безопасных светильниках для административных зданий.
Назначение светильников для административных зданий
В состав административного здания входит масса помещений различного назначения:
- кабинеты;
- приемная;
- вестибюли;
- залы для совещаний;
- коридоры;
- гардеробы, столовая.
В зависимости от комнаты, для которой предназначен светильник, к нему предъявляются различные требованию по количеству и качеству светового потока.
Приглушенный мягкий свет приемной для удобства и комфорта ожидающих посетителей, конечно же, будет отличаться от яркого света в рабочих кабинетах. Стильные светильники в кабинете директора будут вовсе не похожи на одинаковые светильники в длинных многочисленных коридорах крупного административного центра.
Обязательным является для сооружений, где наблюдается скопление людей, наличие аварийного освещения. В случае чрезвычайной ситуации (теракта, землетрясения, пожара) работники и посетители должны иметь возможность спокойно эвакуироваться, для чего используются либо светильники, которые могут работать от аккумулятора, либо предусмотрено дополнительное электропитание.
Виды светильников
В зависимости от места расположения светильников они бывают:
- напольными;
- потолочными (встраиваемые, накладные, подвесные);
- настенными.
Монтаж встраиваемых светильников в потолок предполагает использование светильников армстронг. Такая конструкция полюбилась многим в силу простоты установки и обслуживания, стильного внешнего вида.
Для модного и набирающего популярность потолка грильято предусмотрены накладные светильники. Светильники грильято по достоинствам ничем не уступают армстронг, а просто используются для потолка решетчатого типа.
Типы источников света
Лампы, применяемые в административных светильниках, могут быть самыми разными:
- светодиодные;
- люминесцентные;
- газоразрядные;
- лампы накаливания.
Но, исходя из того, что административные светильники беспрерывно включены как минимум 8 часов в сутки, логично было бы выбрать самые экономичные, а именно – светодиодные светильники.
Преимущества LED светильников
Долгий срок службы LED техники позволит на длительное время забыть о проблемах замены, покупки новых ламп. Высокий КПД и низкое энергопотребление позволит экономить электроэнергию, при этом получать качественное освещение. Устойчивость к перепадам напряжения в сети, быстрое включение после возобновления питания – дополнительные достоинства светодиодных светильников.
Световой поток светодиодной техники имеет низкий коэффициент пульсаций, а также цвет, приближенный к естественному освещению. Эти качества способствуют тому, что глаза работников не устают, снижается утомляемость, что благоприятствует слаженной и эффективной работе всего коллектива.
При выборе светильников также нельзя забыть о вредных веществах, которые они могут выделять. В этом отношении светодиодная техника совершенно безопасна и не требует специальных мер по утилизации, как в случае с люминесцентными лампами, которые содержат в себе ртуть.
На основе светодиодной техники легко построить систему управления освещением, ведь не во всех помещениях требуется постоянный одинаковый свет. Так, например, светильники в коридорах могут работать от датчиков освещенности или движения, по таймеру. Возможен также вариант работы в неполную силу, когда питающее напряжение частично снижают.
Значимость и ответственность освещения в административных зданиях очень велика, именно поэтому важно выбрать качественные светильники. Богатый выбор форм, размеров, конструкций позволит решить самые сложные задачи для дизайнеров. Ведь стильный вид помещений, в которых располагается организация, создает для неё правильный имидж.
Источник: https://lwek.ru/svetotehnika/led-svetilniki-administrativnye/
Системы искусственного освещения жилых и общественных зданий — требования, нормативы, особенности
При разработке системы освещения для здания идет упор на то, чтобы человеку было комфортно там находиться. Для рабочих помещений требования несколько более жесткие, так как нужно, чтобы уровень освещенности не понижал работоспособность сотрудника. То же самое относится и к общественным помещениям. Упростить процесс разработки системы освещения позволяют установленные нормы, которым лучше следовать хотя бы примерно.
Особенности освещения общественных зданий
Общественные помещения нельзя сравнивать с тем же жилыми помещениями, так как если во втором случае владелец квартиры может поступать так, как ему угодно, то в первом случае идет жесткая регламентация. В разных странах используется свой подход по формированию систему освещения – где-то придерживаются средних значений освещенности, но отечественные нормы установили именно минимальную освещенность. Выбор конфигурации системы освещения зависит от того, какая именно зрительная работа будет проводиться в помещении общественного типа.
По этому критерию все помещения общественного типа делятся на четыре категории. В первую группу входят помещения, где работа выполняется в строгой привязке к рабочему месту. Это аудитории школ, институтов, конструкторские бюро и прочие помещения.
Во вторую группу включаются те помещения, которым нужно давать широкий обзор окружающего пространства, но линия зрения будет оставаться нефиксированной. Это зал в столовой, торговый зал в магазине, галерея в музее. Помещения, для которых нужно различать объекты эпизодически, относятся к третьей группе. Это театры, концертные залы и прочие подобные места.
Есть также и отдельная группа, которая включает в себя нейтральные вспомогательные помещения. Это проходы, коридоры и прочее.
Что касается конкретных схем, то можно выделить следующее:
- Общие схемы включают в себя массивные светильники накладного, подвесного или встраиваемого типа. Если раньше активно использовались люминесцентные светильники, то теперь это приборы led-формата.
- Акцентированные приборы, как понятно из названия, направлены на освещение конкретных зон, соответственно, тут используются настольные лампы или даунлайты.
Требования к освещению общественных мест
Так как в отдельных общественных помещениях очень часто выполняется достаточно напряженная зрительная работа, то в таком случае рекомендуется делать упор на установку именно комбинированного оборудования. Это позволит увеличивать яркость освещения в нужный момент и в нужном месте. Если говорить в общем, то освещение обязательно должно быть равномерным. Такое правило не противоречит тому, что в общественном помещении часто присутствуют места, где требуется усиленная локализация. Речь идет про использование выставочных экспонатов или нахождение возле специального оборудования.
Не нужно забывать и про улицу возле общественных зданий, так как есть требование по средней яркости и освещенности. Все зависит от первого параметра. Для проезжей части средней яркости, равной 0,4 кд/м2, требуется использовать освещение в 7 люкс. Для промежутка от 0,6 до 1,0 кд/м2 используется свет в 10 люкс. Системы, дающие освещенность в 20 люкс, устанавливаются для дорог со средней яркостью до 1,6 кд/м2.
Что учитывается при проектировании
Специалиста должны интересовать в первую очередь параметры помещения. Речь идет про следующее:
- Предназначение помещения, то есть, к какому классу оно относится.
- Общая площадь помещения вместе с высотой потолка.
- Тип отделки всех поверхностей. Это нужно для понимания светоотражающей способности помещения.
Далее следуют параметры, которые непосредственным образом касаются источников света. Учитывается количество приборов, которые установлены в отдельных помещениях общественного типа, виды лампочек в этих приборах, предельный потенциал электросети. Сильно влияет и качество естественного освещения, так как при проектировании всегда следует делать упор на то, чтобы естественный свет поступал в как можно большем объеме. Принимается в расчет и функциональная специфика.
Материалы и инструменты
Если рассматривать именно осветительные приборы, то преимущественно используются светодиодные лампы, по крайней мере, на это должен идти упор. Подобные лампы имеют широкий спектр света, причем, свет стремится к естественному. Срок службы ламп является большим, а сам прибор потребляет относительно мало электроэнергии. Нет никаких проблем и по экологической безопасности. Кроме самих осветительных приборов, специалист должен грамотно выбрать способ управления освещением. Они должны располагаться в удобном месте, но без переизбытка переключателей.
Для организации системы освещения используется электропроводка. В грамотно оборудованном промышленном помещении должен быть выход на щиток освещения. Если речь идет о помещения особого назначения, то там должны присутствовать системы аварийного освещения.
На практике строгих норм освещенности жилых помещений нет, точнее, далеко не все имеют возможность или желание их придерживаться. Условно говоря, в своей квартире можно поставить какое угодно количество светильников, лишь бы в помещении было комфортно находиться.
То же самое касается и дополнительных факторов, таких как отделка или количество окон. Если подходить к вопросу серьезно, то нужно руководствоваться СНиПами и прочими документами, где приписываются нормы освещенности для различных помещений.
Не нужно забывать, что освещение для детской комнаты и условной кухни должно отличаться, несмотря на то, что оба помещения, по сути, являются жилыми.
Требования к освещению
Если отталкиваться от того, что прописано в таблицах с нормами освещенности, то все просто. Есть четкое разделение на типы помещений.
- Для детской комнаты уровень освещенности составляет 200 Лк.
- Для санузлов, ванных комнат и душевых достаточно 50 Лк.
- Для кухни или гостиной хватит освещенности, равной 150 Лк.
Но указанные требования не означают, что им обязательно нужно следовать или то, что при отклонении от норм произойдет что-то серьезное. На практике принято подбирать уровень освещенности по себя, особенно потому, что табличные значения сведены к минимуму. Указанные нормы являются лишь определенным ориентиром.
Также нужно вспомнить про такие понятия, как интенсивность и уровень потока. Для спален принято делать свет несколько приглушенным, соответственно, на 1 кв. м. достаточно 12 Вт. Для детских комнат показатель увеличивается до 18 Вт на 1 кв.м. Самый яркий свет должен быть в гостиной – 20 Вт на 1 кв.м. Но это также табличные значения, которые нужно адаптировать под практические условия. Это данные для обычных ламп накаливания, которые почти никто уже не использует. Для энергосберегающих ламп значения нужно увеличить примерно в 5 раз. Например, эффективность лампы накаливания в 25 Вт равна светодиодной лампе в 4 Вт.
Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях
С 50-х годов двадцатого века и до недавнего времени в учебных заведениях безальтернативно применялись люминесцентные лампы. Светодиоды, только появившиеся в начале двухтысячных, во-первых, не могли конкурировать с разрядными лампами по световому потоку. Во-вторых, были дороже. А в-третьих – недостаточно изучены, чтобы их разрешили использовать в помещениях, где дети проводят целый день.
С момента появления светодиодов каждые 10 лет их эффективность увеличивалась в 20 раз, а стоимость, наоборот, снижалась в 10 раз (Haitz’s Law). Световая отдача светодиодов 0.08$ сейчас составляет 110 лм/Вт. Научных исследований на тему безопасности новых источников света также накопилось большое количество.
Теперь стало возможно рассмотреть, какие характеристики должны быть у светодиодных светильников, чтобы их можно было применять в образовательных учреждениях: школах, колледжах, институтах.
Рассмотрим особенности освещения классных комнат и аудиторий. Если представить себе класс с рядами парт, полный школьников или студентов, то каким должно быть освещение в нём? Любой человек может сформулировать ответ на этот вопрос, если вспомнит, как сам часами сидел на занятиях.
Рис. 1. Освещение в учебном классе.
Светильники для учебных заведений должны:
- Обеспечивать на партах, столах, доске преподавателя оптимальную и равномерную освещённость. При недостаточной освещённости глаза устают, при избыточной тоже устают. Люди должны комфортно читать и писать, различать мелкие детали учебных пособий.
- Обеспечивать хорошую цветопередачу, не искажать цвета освещаемых объектов.
- Быть комфортными для глаз, не слепить даже при прямом взгляде на светильник. И взрослые, и дети, задумавшись, часто водят глазами по потолку, это не должно приводить к кратковременному ослеплению и «зайчикам» в глазах.
- Быть одного цвета. Светильники или лампы разного цвета вызывают неприятное ощущение что «что-то не так», отвлекают.
- Не мигать, не пульсировать, не гудеть и не жужжать. Частая ситуация с вышедшими из строя люминесцентными лампами – они входят в циклический режим или в резонанс, при этом сложно концентрировать внимание.
- Быть безопасными при повреждении. Бывает, что энергия юности находит выход в неожиданном направлении. Если светильник разбился, не должны: выливаться ртуть, лететь осколки, бить ток.
- Специалисту останется к вышесказанному добавить, что светильник должен быть энергоэффективным.
По всем требованиям проходит светодиодный светильник, и по некоторым пунктам даже намного лучше, чем люминесцентная лампа. Но! Важное уточнение: проходит не любой светодиодный светильник, а только качественный! Именно дешёвые, ненадёжные светильники вредят и теме светодиодного общего освещения, и глазам, вызывают опасения. К сожалению, рынок наводнён некачественными светильниками, и чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, из чего сделаны светильники и как они работают.
Люминесцентные лампы в своё время тоже встречали с опасениями – были сомнения и по спектральному составу излучения, и по яркости, и по безопасности… Но, в итоге люминесцентные лампы вытеснили лампы накаливания из области общего освещения и доминировали 50 лет. Теперь их вытесняют новые источники света.
Устройство светодиодного светильника для общего освещения
Основа светодиодного светильника – светоизлучающий кристалл или чип. Именно он при протекании тока генерирует излучение. Цвет излучения зависит от материалов кристалла. Чаще всего в светильниках общего освещения используются люминофорные белые светодиоды: кристалл излучает синий свет, который заставляет светиться жёлтым люминофор, нанесённый на кристалл или внутреннюю поверхность линзы. Смешение синего света от чипа и жёлтого от люминофора мы воспринимаем как белый свет.
Рис. 2. Строение белого люминофорного светодиода марки Cree (США).
В зависимости от типа и толщины слоя люминофора светодиод может иметь различную цветовую температуру излучения: от тёпло-белой (2600-3500 К) до холодно-белой (5000-8000 К). Чем меньше пик в левой, синей части спектра (это свет от самого кристалла) и чем больше доля люминофорного излучения (это правый пик на рис. 3), тем более «тёплым» будет свет.
Рис. 3. Примерный вид спектров излучения белых люминофорных светодиодов (в относительных единицах).
Линза светодиода позволяет вывести больше света из кристалла, перераспределяя его излучение в пространстве, а также защищает его от механических воздействий. Для формирования нужной кривой силы света (КСС) в светильнике могут быть дополнительно установлены отражатели или линзы вторичной оптики.
Светодиоды располагают на печатных платах из алюминия, стеклотекстолита, или гетинакса, получаются светодиодные линейки. Линейки и источник питания соединяют между собой и устанавливают в корпус светильника.
Рис. 4. Вид светодиодного потолочного светильника GALAD Юниор 600 без рассеивателя.
Каковы ключевые моменты, характеризующие качество светодиодного светового прибора?
1. Марка и тип светодиодов.
Производство светодиодных кристаллов – высокотехнологичный процесс. Методом металлоорганической эпитаксии на сапфировой подложке по очереди выращивается несколько слоёв, каждый из которых имеет свой состав, а толщина – от нескольких микрометров до сотых долей микрометра. Здесь важны и чистота и качество исходных материалов, и точность резки, и тщательность последующей сортировки по параметрам (биннирования).
Рис. 5. Строение кристалла светодиода с указанием материала слоёв и их толщины. Кристалл с контактами на подложке.
Купив светильник с поддельным или просто низкокачественным «ноунейм» светодиодом, нельзя быть уверенным ни в его эксплуатационных, ни в светотехнических характеристиках. Его световой поток может быть меньше заявленного, он может иметь другую цветовую температуру (а значит, возможно, большее количество вредного для зрения синего света в спектре излучения), выйти из строя через несколько месяцев работы. Нередки в подобных изделиях механические дефекты: неаккуратно припаянные контакты, неотцентрованные кристаллы и тому подобные вещи.
Рис. 6. Дефекты некачественных светодиодов: кристалл находится не по центру, кристалл сколот, присутствуют остатки клея и токопроводящих частиц.
Кристалл светодиода чрезвычайно чувствителен к перегреву. При подобных дефектах кристалл нагревается неравномерно, в нём возникают механические напряжения и происходит деградация, которые в лучшем случае приводит к спаду светового потока, а в худшем – к выходу светодиода из строя. Температура кристалла влияет и на срок жизни люминофора: из-за перегрева люминофор и соприкасающиеся с ним материалы быстрее диффундируют друг в друга, и снижается эффективность излучения. Естественно, дешёвый люминофор более чувствителен к нагреванию, и быстрее деградирует.
Зарекомендовавшие себя производители светодиодов (Nichia, Cree, Osram, Lumileds, Seoul Semiconductor, Honglitronic и др.) гарантируют соответствие всех параметров заявленным в технической документации, и их светодиоды работают, как указано в паспорте. Без неприятных сюрпризов.
2. Система линз и/или отражателей, рассеиватель.
В светильнике должна быть продумана светоперераспределяющая часть. Сами по себе светодиоды обладают высокой яркостью при малых размерах. На такие источники света нельзя смотреть напрямую: чрезмерная яркость, во-первых, вызывает кратковременное ослепление и «зайчики» в глазах, что само по себе дискомфортно. А во-вторых, хоть свет люминофорных светодиодов и воспринимается нами как белый, но имеет в своём составе синюю составляющую, а с синим светом нужно быть особенно осторожным.
Исследования показали [1, 2], что именно свет коротковолновой части спектра наиболее опасен для сетчатки глаза и при прямом наблюдении может вызывать её повреждение. При этом важно упомянуть, что стекловидное тело детского глаза более прозрачно, чем у взрослых, на сетчатку попадает больше синего света. Поэтому детские глаза особенно уязвимы.
В светильнике для детей не должны применяться холодно-белые светодиоды (больше синего в спектре), а яркость светильника должна быть максимально равномерной.
Чтобы снизить слепящее действие, нужен рассеиватель, который сгладит и выровняет яркость по всей своей площади. Но одного рассеивателя мало, здесь также имеет значение количество, мощность и расположение светодиодов.
Рис. 7. Светодиодные светильники: а). 4 линейки по 8 светодиодов и призматический рассеиватель б). 4 линейки по 20 светодиодов и призматический рассеиватель в). 14 линеек по 14 светодиодов и рассеиватель микропризма-опал.
Чем меньше светодиодов в светильнике и чем они мощнее, тем ярче они будут, и с любым рассеивателем неравномерность яркости выходного отверстия светильника будет велика. Отчётливо будут видны светящиеся точки, полосы, либо «кресты», в зависимости от типа используемого материала. Поэтому наилучшим вариантом с точки зрения равномерности яркости будет большое количество маломощных светодиодов и матовый либо опаловый рассеиватель.
3. Блок питания.
Светодиоды управляются током. Чем выше ток, тем выше излучаемый световой поток (cм. рис. 7). В технической документации для каждой конкретной модели указан диапазон рабочих токов, при соблюдении которого гарантируется соответствие всем заявленным параметрам.
Рис. 8. Зависимость светового потока (в отн. ед.) от тока для белого люминофорного светодиода мощностью 0,3 Вт.
Некоторые недобросовестные производители намеренно используют более дешёвые маломощные светодиоды, но задают через них повышенный ток, «разгоняют» их, чтобы они светили ярче. Такой светильник на первый взгляд будет неотличим по светотехническим характеристикам от «правильного». Но кристалл маломощного светодиода не рассчитан на большие токи, светодиод перегревается, в нём растёт количество дефектов – участков, которые не излучают свет. Чем выше температура, тем сильнее деградирует кристалл, и тем быстрее заканчивается срок службы светодиода. Вместо 50 тысяч часов такой светильник может отслужить, например, лишь 2 тысячи.
Кроме того, именно схемотехническое решение драйвера определяет коэффициент пульсаций светового потока светильника, а также его защищённость от скачков напряжения в сети и высоковольтных микросекундных импульсов.
Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России? Каковы их результаты?
В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при поддержке Роснано, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС).
Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС (ныне АПСС) в интервью журналу «Энергосовет» рассказал об исследованиях, проведённых при поддержке Роснано: «Сначала обследовались взрослые, и было чётко установлено, что при соответствии параметров световой среды нормам офисного освещения воздействие светодиодного освещения ничем не отличалось, а по ряду показателей было позитивнее, чем люминесцентных ламп.
Люди меньше уставали, повышалась производительность труда, уменьшалось время «врабатывания» в тестовую задачу. Затем провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось – правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект.
У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80 % случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков». [4]
Рис. 9. Первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах, ГОУ Центр образования «Феникс» №1666.
Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН под руководством Текшевой Л. М. провели в центре образования «Феникс» масштабное исследование среди учащихся 4-11х классов – 16 классных коллективов, всего 370 человек. Исследовательский коллектив состоял из гигиенистов, психофизиологов, офтальмологов-педиатров, а также врачей диагностической клинической медицины. Изучалось влияние двух типов освещения, с люминесцентными лампами и светодиодного, на изменения функционального состояния систем детского организма (психоэмоциональное состояние, умственная работоспособность) и состояния зрительного анализатора. В обоих кабинетах были созданы равные условия: уровень освещённости – 400 лк; коэффициент пульсации – не более 10%; показатель дискомфорта – не более 15 у.е. При этом коррелированная цветовая температура источников света составляла в обоих случаях 4500 К.
Рис. 10. Светораспределение использовавшихся в работе светильников с люминесцентными (а) и светодиодными (б) источниками света и относительные спектры их излучения (в).
По результатам исследования, при работе в классе со светодиодными светильниками по сравнению с освещением люминесцентными лампами:
- Наблюдаются более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности у учащихся начальных классов, а у учащихся 5–11 классов к тому же и значительно меньшая (в 2–2,5 раза) распространённость случаев явно выраженного утомления.
- У большинства школьников в процессе занятий отмечается меньшая распространённость дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая распространённость жалоб неврозоподобного характера.
- Более 90% участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают освещение светодиодными источниками света как комфортное.
- Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5–11 классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки по сравнению с люминесцентной.
Таким образом, исследования показали, что светодиодное освещение в учебных классах по сравнению с люминесцентным создает более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния. [5, 6]
Что говорится о применении светодиодных светильников в образовательных учреждениях в действующих российских нормативных документах?
- Официальный информационный портал по энергосбережению, который является частью государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность» и площадкой для раскрытия информации в рамках федерального законодательства, https://gisee.ru
Источник: https://galad.ru/helpful/articles/1427280/
Освещение школьных классов и учебных аудиторий
Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.
Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) < 60 и с устаревшими электромагнитными ПРА, из-за которых коэффициент пульсации освещенности превышает 30 %. Использован спектрометр Uprtek mk350n и люксметр-яркомер-пульсметр ЕЛАЙТ02
Содержит требования к документально подтверждаемым и проверяемым параметрам световой среды, шаблон протокола осмотра систем освещения и рекомендации по устранению несоответствий.
1. Требования к световой среде
Световая среда — совокупность измеряемых или описываемых влияющих на человека факторов окружающей среды, связанных с освещением.
1.1. Общие требования к параметрам световой среды для классов и учебных аудиторий
1.2. Дополнительные требования к светодиодным светильникам
2. Параметры световой среды: описание и способы определения
Параметры световой среды можно измерить или проконтролировать. Несоответствие является основанием для корректирующих действий.
2.1 Средний уровень освещенности парт в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 не должен быть ниже 400 лк. Минимальная освещенность парт не должна быть ниже 90 % этой нормы.
Причиной несоответствия может быть постепенное снижение светового потока люминесцентных ламп. Если в помещении не работает более одной люминесцентной лампы, скорее всего, лампы заменяются при выходе из строя, а не по графику. В таком случае необходим приборный контроль освещенности. Для визуального комфорта разница освещенности парт неважна, но доска должна быть освещена не хуже парт. По СП 52.13330.2016 освещенность центра доски не менее 500 лк. Часто норма не соблюдается из-за того, что для доски нет отдельного светильника. Общим освещением выполнить норму можно, увеличив количество потолочных светильников в полтора раза. Чего, конечно, не делается. И хорошо освещенные дети смотрят на плохо освещенную доску. В вузах отдельного требования к освещенности доски нет. Единственный способ определить освещенность — измерить люксметром из реестра средств измерений со свидетельством о поверке или сертификатом о калибровке. Люксметры, не имеющие таких документов, могут ошибаться на десятки процентов. А программы для смартфона, якобы измеряющие освещенность, ошибаются в несколько раз.
Рис. 2. Светотехнический расчет школьного класса в программе Dialux
Освещенность рассчитывается с помощью программы Dialux [1] (рис. 2) или вручную [2]. Размеры, расстановка парт и даже цвет стен в учебных учреждениях определены санитарными требованиями и однотипны. Это позволяет использовать упрощенную унифицированную методику оценки средней освещенности E парт. Для этого нужно суммарный световой поток F потолочных светильников разделить на площадь класса S и дополнительно умножить на поправочный коэффициент 0,6: .
2.2. Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения. Питание светильника переменным сетевым напряжением приводит к пульсациям освещенности под светильником с частотой 100 Гц. Пульсации незаметны, но затрудняют перевод и удерживание взгляда [3]. Глубина пульсаций зависит от источника питания светильника, ее можно измерить портативным люксметром-пульсметром. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 устанавливают требования к уровню пульсаций освещенности в классных комнатах не выше 10 %; а в соответствии с ПП РФ № 1356 с 1 января 2020 года пульсации светового потока вновь приобретаемого осветительного оборудования должны быть не выше 5 %. Коэффициент пульсаций люминесцентных ламп старого типа с электромагнитным ПРА (ЭмПРА) — 40…45 %, ламп накаливания — 10…15 %. У современных светодиодных светильников — обычно не выше 1…3 %. Однако и среди светодиодных светильников встречаются модели с упрощенным источником питания и пульсациями, не соответствующими нормам. Высокий уровень пульсаций проявляется, когда светильник снимают на камеру смартфона (по изображению идут темные полосы), и виден на карандашном тесте (движущийся на фоне светильника карандаш, как под стробоскопом, будто замирает в некоторых положениях (рис. 3)).
Рис. 3. Уровень пульсаций 45,5 % освещенности для люминесцентного светильника с электромагнитным ПРА. И вызываемый этими пульсациями стробоскопический эффект при карандашном тесте [3].
Смартфон и карандаш — не средства измерения, результаты таких «проверок» показывают проблему, но не имеют юридической силы, однако являются достаточным основанием для измерения пульсаций с помощью прибора.
2.3. Индекс цветопередачи Ra ≥ 80 (или CRI ≥ 80) характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт. Он зависит от количества цветов радуги в спектре, определяет количество цветовых оттенков в сцене и соответствие этих оттенков тем, что видны под естественным освещением. Использование света высокой цветопередачи улучшает качество жизни, позволяет видеть больше и яснее. Использование источников света с низкой цветопередачей приводит к общему гнетущему впечатлению [4].
Рис. 4. Пример лампы с цветовым кодом в маркировке 765, что означает цветопередачу Ra = 70 и цветовую температуру КЦТ = 6500 К
CRI (color rendering index) — система индексов цветопередачи. Ra — наиболее важный общий индекс, значение которого нормируется. Правильно говорить о значении Ra, но производители светильников в паспорте часто пишут «CRI», не уточняя, что идет речь об Ra. Для учебных классов и аудиторий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СП 52.13330.2016 устанавливают норму Ra ≥ 80. Приобретение люминесцентных ламп с индексом цветопередачи менее 80 для государственных учреждений (школ, вузов, больниц и пр.) запрещает п. 2 Постановления Правительства РФ № 898 от 28 августа 2015 г., а использование светодиодных светильников с индексом цветопередачи менее 80 ограничено п. 24 Постановления Правительства РФ № 1356 от 10 ноября 2017 г. Люминесцентные лампы и светодиодные светильники выпускаются с Ra ≥ 80, Ra ≥ 90 и даже Ra ≥ 95. Источники света с повышенной цветопередачей применяются при особенных требованиях к качеству света, к примеру в школьной художественной студии. Наблюдения за тем, как выглядит, к примеру, кожа ладони под дневным светом и искусственным освещением, позволяют «на глаз» отличать свет с низкой и высокой цветопередачей. Но этот метод неточен. Значение цветопередачи можно определить только с помощью спектрометра.
2.4. Коррелированная цветовая температура (КЦТ), или цветовая температура, не выше 4000 К —важное требование. Холодный белый (т. е. с синим оттенком) свет цветовых температур 5000, 6000, 6500 К и т. д., особенно при низкой цветопередаче и освещенности, воспринимается как синюшный или «слепой» свет. А избыточное содержание синей компоненты в спектре вызывает нарекания у специалистов по нарушениям сна.
Теплый (т. е. с желтым оттенком) свет цветовой температуры 2700 или 3000 К допускается, но нравится не всем, так как кажется недостаточно ярким. Теплый свет целесообразно использовать вечером, но утром и днем при недостаточном уровне естественного освещения провоцирует сонливость и снижение работоспособности. Не все предпочитают выраженно теплый или холодный свет. Нейтральный белый свет без синего или желтого оттенка с цветовой температурой 4000 К — обоснованный компромисс, устраивающий большинство. Это значение указывалось в рекомендациях гигиенистов, на основе которых составлялись нормативные документы. Свет этой цветовой температуры чаще других используют в общественных помещениях. 4000 К — типовое округленное значение, которому по ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» соответствует диапазон 3710…4260 К. Этот допуск обоснован естественным разбросом параметров источников и разницей температуры света, идущего от светильника под разными углами. Поэтому если в паспорте указано 4000 К, а прямой замер спектрометром показывает, к примеру, 4100 К — несоответствия нет. Для сравнения с нормативом необходимо округлить значение КЦТ 4100 К до 4000 К и уже округленное значение должно соответствовать условию «не выше 4000 К». Необходимо отметить, что требование к цветовой температуре не выше 4000 К устанавливается только для светодиодных светильников письмом Роспотребнадзора № 01/11157-12-32. Для люминесцентных светильников таких ограничений закон не устанавливает. Так как устанавливается не конкретное значение цветовой температуры, а диапазон, возможно использование осветительных приборов с автоматически изменяемой цветовой температурой в течение суток.
2.5. Условный защитный угол светодиодных светильников не менее 90° означает запрет потолочных светильников, в которых видны не закрытые рассеивателем светодиоды.
Рис. 5. Слева направо: рассеиватель из матового пластика; из прозрачного пластика с призматическим тиснением; из прозрачного пластика с тиснением «колотый лед»
Рассеиватели из прозрачного пластика с тиснением в виде призм, «колотого льда», шагрени и пр. в некоторых случаях недостаточно снижают неприятную яркость светодиодов. Потолочные светильники с такими рассеивателями светят преимущественно под себя, в результате чего свет в помещении идет сверху вниз, создавая тягостное впечатление «как в колодце». Рассеиватели из светорассеивающего пластика — матовые (диффузные, опаловые или молочные), обеспечивают больший зрительный комфорт, равномернее освещают рабочие поверхности и лучше освещают вертикальные поверхности. При выборе нового оборудования целесообразно выбирать матовые рассеиватели.
2.6. Габаритная яркость светодиодных светильников не выше 5000 кд/м2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.
Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м2, если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.
2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.
Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced
Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой. Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.
2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.
UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе. Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016. В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.
Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников
3. Что учесть при замене осветительного оборудования
3.1. Модернизация люминесцентных светильников Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940. Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.
3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные
Источник: https://habr.com/post/485868/
Выбор светильников для подъездов многоквартирных домов
Освещение в подъезде многоквартирного дома – это залог комфорта жильцов.
Сегодня подъезды многоэтажных домов, особенно если в доме есть лифт, зачастую не имеют окон, что не позволяет передвигаться по ним без дополнительных источников света. Поэтому особую роль играет качество освещения, его соответствие всем требованиям СанПиН, экономичность и безопасность.
Требования к освещению в подъезде
Одним из основных документов, нормирующих освещение в подъездах, является СНиП 23-05-95.
Лестничные клетки делятся на основные и вспомогательные.
- Освещенность основных лестниц согласно СНиП должна быть 100лк, а освещенность вспомогательных может быть всего 50лк.
Использование ламп накаливания
Чаще всего, в связи с экономичностью, Застройщик, а потом и Управляющая компания, организовывает системы освещения в подъездах при помощи светильников типа НПП и обычных ламп накаливания.
И это не лучшее решение, т.к. лампы накаливания часто становятся причиной возгораний в результате перегрева (нагрев элемента достигает 360 градусов Цельсия). В результате эксплуатации и вандализма плафоны разбиваются, и в нарушение установленных норм,лампы работают в открытом виде, что повышает риск пожарной опасности вдвое.
Лампа без специального рассеивателя света неравномерно распределяет свет, что делает освещение некачественным.
Мощность таких ламп обычно не превышает 60 Ватт,но при этом расход энергии ламп накаливания в разы превышает затраты на обслуживание светодиодных светильников,и стоимость использования устаревающих источников света ложится на жильцов многоквартирного дома.
Также из минусов стоит отметить малое количество часов (около 1000 ч), которые служит лампа накаливания.
Люминесцентные лампы более долговечны, длительность использования достигает 25 тысяч часов, но их изготовление с использованием паров ртути, которые представляют собой отравляющее вещество, делает их все менее и менее популярными.
Светодиодные светильники
Из-за того, что законодательство РФ движется в сторону обязательной экономии ресурсов, и в связи с нежеланием собственников нести большие расходы за обслуживание системы освещения в подъездах, всё большее количество домов переходит на светодиодное освещение.
На данный момент уже на этапе застройки в проект вносятся светильники с использованием светодиодных источников света.
Стоимость электроэнергии получается настолько незначительной, что полностью перекрывает в течение года затраты на установку светодиодных ламп/светильников.
Из преимуществ следует указать что свет от светодиодных источников не раздражает глаз, лампы пожаробезопасны; они не нагреваются и не выделяют ядовитых паров, не требуют особых условий утилизации.
А если светильник имеет встроенный датчик движения, то это позволяем сократить расходы наэлектричествов разы.
Замена освещения
Замена освещения в подъезде – это плановая работа, которая может потребоваться по следующим причинам:
- перегорание лампы;
замыкания и неисправности электропроводки; механические повреждения плафона или самого осветительного прибора, мешающие безопасному выполнению своих функций.
Никто не может запретить собственнику самому поменять лампочку в подъезде или даже снять светильник, чтобы установить новый, но стоит помнить, что при отсутствии специальных навыков и знаний это может быть опасно и возможно придется нести расходы за лампочку или новый светильник. Лучше обратиться к управляющую компанию или ТСЖ, тогда работа будет выполнена качественно и надёжно, но скорее всего в длительный срок.
Какие возможны последствия для УК,
если отсутствует освещение в подъездах
Даже если просто перегорела лампочка в плафоне, необходимо оставить заявку по телефону, лично или написать заявление на имя управляющей компании вашего дома.
По нормам законодательства, проблема должна быть устранена в течение следующего календарного дня. Если заявление игнорируют – это является причиной обращения в правоохранительные органы, в первую очередь в прокуратуру – или в жилищную инспекцию.
Даже в случае обращения недовольного собственника в высшие инстанции, Управляющая компания должна решить проблему не позднее 7 календарных дней с момента поступления первого обращения.
К управляющей компании могут быть применены санкции: должностные лица облагаются штрафом в размере от 4 до 5 тысяч рублей, а юридические лица, в первую очередь сама УК, — штрафом от 40 до 50 тысяч рублей.
Качественное освещение в подъезде – это залог комфорта жильцов, поэтому стоит относиться к нему бдительнее, и не бояться настаивать на установке качественных и экономичных светильниов.
Рекомендация от NOVOLAMPA
Оптимальным решением для ЖКХ является бестселлер от компании GENILED
СВЕТОДИОДНЫЙ СВЕТИЛЬНИК GENILED PUBLIC SMART 15W
1. Нужно отметить, что в 2017 году этот светильник стал Лауреатом премии «Золотой Фотон» в категории «Продукт года» в номинации «Светодиодные светильники для ЖКХ в категории НПП/НПД».
Выше мы уже упоминали данный тип светильника, расщифруем абривиатуру: Н — источником света является лампочка Накаливания; П — потолочный тип крепления;
П — подходит для установки внутри производственных помещений.
2.Данные светильники имеют широкий спектр применения: их часто устанавливают для подсветки цехов, складов, технических помещений многоквартирных домов, прилегающей территории производственных зданий, коридоров и вспомогательных выходов, бань и саун, подъездов многоэтажек.
3.Светильник обращает на себя внимание многих архитекторов в связи с современным дизайном.
В отличии от устаревших во дизайну светильников типа НПП /НПД с цоколем Е27 для ламп накаливания, светильник GENILED PUBLIC SMART 15W полностью вписывается в концепцию современного стиля Стримлайн модерн.
Само название (streamline — «линия обтекания») происходило от термина из области аэродинамики. В стиле Стримлайн модерн ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий.
4. Эргономичная современная форма полностью отражает внутренне содержание светильника: простота, экономичность, удобство.
5.Корпус светильника изготовлен из теплопроводящего пластика с уплотнительной селиконовой прокладкой и гермовводом для надежной защиты от влаги и пыли. Все это обеспечивает высокий уровень защиты- IP 65( обратите внимание, что многое светильники этого типа для ламп накаливания имеют защиту — всего IP 54)
6. 72 ярких CMD светодиода со световым потоком до 1350 lm позволяют соответствовать требуемому уровню освещенности и энергоэффективности.
7. СНиП нормирует температуру света в подъездах — от 4000 до 7000К, поэтому светильникGENILED PUBLIC SMART 15W — имеет оптимальную цветовую температуру- 4200К.
8. Высококачественный импульсный источник питания c защитой от короткого замыкания, перепадов напряжения, превышения тока и max температуры обеспечивает долгую и яркую жизнь светодиодам.
9.Микроволновый датчик движения Smart замечает человека даже за дверью или тонкой стеной в радиусе до 8 метров. У светильника 2 режима:
1. 20%-100% — Светильник включается на максимум, если замечает ваше присутствие, но стоит Вам покинуть помещение, светильник плавно гаснет и переходит в дежурный режим освещения -на 20 % возможной яркости.
Источник: https://novolampa.ru/baza-znaniy/vybor-svetilnikov-dlya-podezdov-mnogokvartirnykh-domov/
Светодиодные светильники типа Кобра
09.02.2018
Нормы освещения в производственных помещениях строго регламентированы, поэтому для цехов, складов, торговых точек требуется специальное световое оборудование, которое будет соответствовать нормам. Обычные лампы, используемые в квартирах, не подойдут. Предлагаем разобраться, какие же типы промышленных светильников существуют и где их используют.
Особенности промышленных осветительных приборов
Производственное предприятие — это, как правило, большое помещение с повышенным содержанием пыли в воздухе, высокими или наоборот низкими температурами, постоянной вибрацией. Нормы освещенности на производстве регламентируется СНиП П-4-79, и они таковы:
- Помещение должно освещаться равномерно, не допускается присутствия тёмных углов. Если внутреннее обустройство таково, что не все места могут быть равномерно освещены, то монтируются дополнительные лампочки.
- Свет не должен быть ослепляющим и бликующим. Уровень пульсации и коэффициент ослеплённости должны быть минимальными.
- Низкий уровень энергопотребления и низкая нагрузка на сеть предприятия.
- Большая износостойкость и высокая степень защиты.
- Безопасность при эксплуатации. В том числе светильники должны располагаться так, чтобы не отбрасывать тени, это может привести к аварийным ситуациям из-за реакции сотрудников.
- Бесперебойная работа в экстремальных условиях.
Наиболее оптимальными считаются LED-лампы, они соответствуют всем выдвигаемым требованиям. Производственное освещение применяется на:
- строительных площадках;
- заводах;
- складах;
- вокзалах;
- автозаправочных станциях
- в больницах;
- в магазинах и т. д.
Осветительные приборы Downlight
Светильники типа Downlight характеризуются направленным пучком света. Как правило, они встраиваются в готовую конструкцию. Их основная цель — направить сконцентрированный пучок света на конкретный объект, для этого они оснащены отражателями.
Даунлайты используют в магазинах и торговых залах. Именно такие лампы встраивают в витрины, чтобы выгодно подсветить товар и представить его покупателю в наилучшем свете — в прямом и переносном смысле этого слова.
Точечные даунлайты, как правило, обладают степенью защиты IP20, это означает, что они готовы к эксплуатации в сухих и жарких помещениях.
На лампочки Downlight очень похожи светильники карданного типа. Кардан позволяет регулировать поток света и направлять его на нужный объект. Карданные лампы могут быть как потолочными, так и настенными, встраиваемыми или передвижными.
Осветительный прибор «Кобра»
Для освещения на открытом воздухе нет лучшего варианта, чем светильник уличный типа Кобра. Он отлично подходит для больших дворов производственных цехов, широких улиц и подъездных дорог, автомобильных парковок.
Линза лампы выполнена из ударопрочного бронесиликатного стекла, а значит не требует дополнительной защиты в виде решётки или закрытых плафонов. Корпус изготовлен из алюминия, стойкого к климатическим воздействиям.
Светодиодная лампа непрерывно работает на протяжении 10 лет. Специального обслуживания не требуется, так же как и специальной утилизации, поскольку внутри не содержится инертного газа и ртути.
Технические характеристики:
- степень защиты — IP65;
- номинальная мощность — 150 Вт;
- напряжение — 220 В;
- световой поток — 16500 Лм.
Лампа типа «Персей»
Для освещения общественных зданий, лестничных пролётов, коридоров, вестибюлей часто используются светильники серии «Персей». Это продолговатые лампы, которые часто можно увидеть над аварийными выходами или в коридорах больниц.
Корпус выполнен из ударопрочного поликарбоната. Стробоскопический эффект отсутствует. Технические характеристики модели СА 7106Е:
- напряжение — 160-250 Вт;
- мощность — 6 В;
- световой поток — 700 Лм;
- степень защиты — IP65.
Лампа типа «Колокол»
В помещениях с высокими потолками используются светодиодные промышленные светильники типа Колокол. Это подвесные лампы с плафоном куполообразной формы. Чаще всего их вешают в торговых центрах, общественных зданиях, в цехах.
Крепление с потолком может осуществляться с помощью прочной цепи или подвесов. Как правило, степень защиты составляет IP65. Они очень прочные к внешним воздействиям, обладают противоударным стеклом. Технические характеристики модели ДСП 90-150:
- напряжение — 100-264 Вт;
- мощность — 150 В;
- световой поток — 13700 Лм;
- степень защиты — IP64.
Пожалуй, когда речь заходит о промышленных осветительных приборах, то на ум сразу приходит тип «Желудь». Модель «Желудь» имеет продолговатую форму и широко применяется для освещения цехов, складов и строительных объектов. Степень защиты у «Жёлудя» — IP54, номинальное напряжение — 220 В. Сама лампа может быть светодиодной, люминесцентной или накаливания.
В производстве кроме непосредственно ламп могут применяться отдельные светодиоды с типом корпуса «Эмиттер». У таких приборов световой поток, как для отдельного светодиода, очень большой — 40-50 Лм. Мощность — 3 Вт, напряжение — 3 В. Из нескольких лампочек «Эмиттеров» можно собрать полноценный светильник своими руками.
Преимущества светодиодных светильников
Использование LED-ламп в производстве имеет ряд преимуществ:
- Экономия электроэнергии. Это очень важно при больших объёмах производства и больших площадях цехов и общественных помещений.
- Безопасность в использовании. На производстве и так повышенный уровень опасности труда, так пусть хотя бы освещение не создаёт дополнительных угроз.
- Долгий термин эксплуатации. Некоторые светильники способны работать до 10 лет без замены.
- Простота в установке. Для монтажа светодиодного осветительного прибора минимальных умений электрика достаточно.
- Экологическая безопасность. Светодиоды не содержат ртути и галогенов и не требуют специальных условий утилизации.
При выборе освещения для производственных помещений нужно в первую очередь знать, для каких целей нужен светильник, а тогда уже легко будет подобрать нужную модель в зависимости от условий эксплуатации и технических характеристик.
Источник: https://cdelct.ru/oborudovanie/svetilniki-kobra.html