Светодиодные лампы для школы как выбрать?

Содержание

Светодиодные световые приборы в образовательных учреждениях

Светодиодные лампы для школы как выбрать?

С 50-х годов двадцатого века и до недавнего времени в учебных заведениях безальтернативно применялись люминесцентные лампы. Светодиоды, только появившиеся в начале двухтысячных, во-первых, не могли конкурировать с разрядными лампами по световому потоку. Во-вторых, были дороже. А в-третьих – недостаточно изучены, чтобы их разрешили использовать в помещениях, где дети проводят целый день.

С момента появления светодиодов каждые 10 лет их эффективность увеличивалась в 20 раз, а стоимость, наоборот, снижалась в 10 раз (Haitz’s Law). Световая отдача светодиодов 0.08$ сейчас составляет 110 лм/Вт. Научных исследований на тему безопасности новых источников света также накопилось большое количество.

Теперь стало возможно рассмотреть, какие характеристики должны быть у светодиодных светильников, чтобы их можно было применять в образовательных учреждениях: школах, колледжах, институтах.

Рассмотрим особенности освещения классных комнат и аудиторий. Если представить себе класс с рядами парт, полный школьников или студентов, то каким должно быть освещение в нём? Любой человек может сформулировать ответ на этот вопрос, если вспомнит, как сам часами сидел на занятиях.

Рис. 1. Освещение в учебном классе.

Светильники для учебных заведений должны:

  • Обеспечивать на партах, столах, доске преподавателя оптимальную и равномерную освещённость. При недостаточной освещённости глаза устают, при избыточной тоже устают. Люди должны комфортно читать и писать, различать мелкие детали учебных пособий.
  • Обеспечивать хорошую цветопередачу, не искажать цвета освещаемых объектов.
  • Быть комфортными для глаз, не слепить даже при прямом взгляде на светильник. И взрослые, и дети, задумавшись, часто водят глазами по потолку, это не должно приводить к кратковременному ослеплению и «зайчикам» в глазах.
  • Быть одного цвета. Светильники или лампы разного цвета вызывают неприятное ощущение что «что-то не так», отвлекают.
  • Не мигать, не пульсировать, не гудеть и не жужжать. Частая ситуация с вышедшими из строя люминесцентными лампами – они входят в циклический режим или в резонанс, при этом сложно концентрировать внимание.
  • Быть безопасными при повреждении. Бывает, что энергия юности находит выход в неожиданном направлении. Если светильник разбился, не должны: выливаться ртуть, лететь осколки, бить ток.
  • Специалисту останется к вышесказанному добавить, что светильник должен быть энергоэффективным.

По всем требованиям проходит светодиодный светильник, и по некоторым пунктам даже намного лучше, чем люминесцентная лампа. Но! Важное уточнение: проходит не любой светодиодный светильник, а только качественный! Именно дешёвые, ненадёжные светильники вредят и теме светодиодного общего освещения, и глазам, вызывают опасения. К сожалению, рынок наводнён некачественными светильниками, и чтобы сделать правильный выбор, нужно знать, из чего сделаны светильники и как они работают.

Люминесцентные лампы в своё время тоже встречали с опасениями – были сомнения и по спектральному составу излучения, и по яркости, и по безопасности… Но, в итоге люминесцентные лампы вытеснили лампы накаливания из области общего освещения и доминировали 50 лет. Теперь их вытесняют новые источники света.

Устройство светодиодного светильника для общего освещения

Основа светодиодного светильника – светоизлучающий кристалл или чип. Именно он при протекании тока генерирует излучение. Цвет излучения зависит от материалов кристалла. Чаще всего в светильниках общего освещения используются люминофорные белые светодиоды: кристалл излучает синий свет, который заставляет светиться жёлтым люминофор, нанесённый на кристалл или внутреннюю поверхность линзы. Смешение синего света от чипа и жёлтого от люминофора мы воспринимаем как белый свет.

Рис. 2. Строение белого люминофорного светодиода марки Cree (США).

В зависимости от типа и толщины слоя люминофора светодиод может иметь различную цветовую температуру излучения: от тёпло-белой (2600-3500 К) до холодно-белой (5000-8000 К). Чем меньше пик в левой, синей части спектра (это свет от самого кристалла) и чем больше доля люминофорного излучения (это правый пик на рис. 3), тем более «тёплым» будет свет.

Рис. 3. Примерный вид спектров излучения белых люминофорных светодиодов (в относительных единицах).

Линза светодиода позволяет вывести больше света из кристалла, перераспределяя его излучение в пространстве, а также защищает его от механических воздействий. Для формирования нужной кривой силы света (КСС) в светильнике могут быть дополнительно установлены отражатели или линзы вторичной оптики.

Светодиоды располагают на печатных платах из алюминия, стеклотекстолита, или гетинакса, получаются светодиодные линейки. Линейки и источник питания соединяют между собой и устанавливают в корпус светильника.

Рис. 4. Вид светодиодного потолочного светильника GALAD Юниор 600 без рассеивателя.

Каковы ключевые моменты, характеризующие качество светодиодного светового прибора?

1. Марка и тип светодиодов.

Производство светодиодных кристаллов – высокотехнологичный процесс. Методом металлоорганической эпитаксии на сапфировой подложке по очереди выращивается несколько слоёв, каждый из которых имеет свой состав, а толщина – от нескольких микрометров до сотых долей микрометра. Здесь важны и чистота и качество исходных материалов, и точность резки, и тщательность последующей сортировки по параметрам (биннирования).

Рис. 5. Строение кристалла светодиода с указанием материала слоёв и их толщины. Кристалл с контактами на подложке.

Купив светильник с поддельным или просто низкокачественным «ноунейм» светодиодом, нельзя быть уверенным ни в его эксплуатационных, ни в светотехнических характеристиках. Его световой поток может быть меньше заявленного, он может иметь другую цветовую температуру (а значит, возможно, большее количество вредного для зрения синего света в спектре излучения), выйти из строя через несколько месяцев работы. Нередки в подобных изделиях механические дефекты: неаккуратно припаянные контакты, неотцентрованные кристаллы и тому подобные вещи.

Рис. 6. Дефекты некачественных светодиодов: кристалл находится не по центру, кристалл сколот, присутствуют остатки клея и токопроводящих частиц.

Кристалл светодиода чрезвычайно чувствителен к перегреву. При подобных дефектах кристалл нагревается неравномерно, в нём возникают механические напряжения и происходит деградация, которые в лучшем случае приводит к спаду светового потока, а в худшем – к выходу светодиода из строя. Температура кристалла влияет и на срок жизни люминофора: из-за перегрева люминофор и соприкасающиеся с ним материалы быстрее диффундируют друг в друга, и снижается эффективность излучения. Естественно, дешёвый люминофор более чувствителен к нагреванию, и быстрее деградирует.

Зарекомендовавшие себя производители светодиодов (Nichia, Cree, Osram, Lumileds, Seoul Semiconductor, Honglitronic и др.) гарантируют соответствие всех параметров заявленным в технической документации, и их светодиоды работают, как указано в паспорте. Без неприятных сюрпризов.

2. Система линз и/или отражателей, рассеиватель.

В светильнике должна быть продумана светоперераспределяющая часть. Сами по себе светодиоды обладают высокой яркостью при малых размерах. На такие источники света нельзя смотреть напрямую: чрезмерная яркость, во-первых, вызывает кратковременное ослепление и «зайчики» в глазах, что само по себе дискомфортно. А во-вторых, хоть свет люминофорных светодиодов и воспринимается нами как белый, но имеет в своём составе синюю составляющую, а с синим светом нужно быть особенно осторожным.

Исследования показали [1, 2], что именно свет коротковолновой части спектра наиболее опасен для сетчатки глаза и при прямом наблюдении может вызывать её повреждение. При этом важно упомянуть, что стекловидное тело детского глаза более прозрачно, чем у взрослых, на сетчатку попадает больше синего света. Поэтому детские глаза особенно уязвимы.

В светильнике для детей не должны применяться холодно-белые светодиоды (больше синего в спектре), а яркость светильника должна быть максимально равномерной.

Чтобы снизить слепящее действие, нужен рассеиватель, который сгладит и выровняет яркость по всей своей площади. Но одного рассеивателя мало, здесь также имеет значение количество, мощность и расположение светодиодов.

Рис. 7. Светодиодные светильники: а). 4 линейки по 8 светодиодов и призматический рассеиватель б). 4 линейки по 20 светодиодов и призматический рассеиватель в). 14 линеек по 14 светодиодов и рассеиватель микропризма-опал.

Чем меньше светодиодов в светильнике и чем они мощнее, тем ярче они будут, и с любым рассеивателем неравномерность яркости выходного отверстия светильника будет велика. Отчётливо будут видны светящиеся точки, полосы, либо «кресты», в зависимости от типа используемого материала. Поэтому наилучшим вариантом с точки зрения равномерности яркости будет большое количество маломощных светодиодов и матовый либо опаловый рассеиватель.

3. Блок питания.

Светодиоды управляются током. Чем выше ток, тем выше излучаемый световой поток (cм. рис. 7). В технической документации для каждой конкретной модели указан диапазон рабочих токов, при соблюдении которого гарантируется соответствие всем заявленным параметрам.

Рис. 8. Зависимость светового потока (в отн. ед.) от тока для белого люминофорного светодиода мощностью 0,3 Вт.

Некоторые недобросовестные производители намеренно используют более дешёвые маломощные светодиоды, но задают через них повышенный ток, «разгоняют» их, чтобы они светили ярче. Такой светильник на первый взгляд будет неотличим по светотехническим характеристикам от «правильного». Но кристалл маломощного светодиода не рассчитан на большие токи, светодиод перегревается, в нём растёт количество дефектов – участков, которые не излучают свет. Чем выше температура, тем сильнее деградирует кристалл, и тем быстрее заканчивается срок службы светодиода. Вместо 50 тысяч часов такой светильник может отслужить, например, лишь 2 тысячи.

Кроме того, именно схемотехническое решение драйвера определяет коэффициент пульсаций светового потока светильника, а также его защищённость от скачков напряжения в сети и высоковольтных микросекундных импульсов.

Какие научные исследования проводились по теме светодиодного освещения в школах в России? Каковы их результаты?

В 2012 году в Москве в центре образования «Феникс» №1666 был открыт первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах. Кабинет был создан НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН при поддержке Роснано, Фонда инфраструктурных и образовательных программ и Некоммерческого Партнерства Производителей Светодиодов и Систем на их основе (НП ПСС).

Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС (ныне АПСС) в интервью журналу «Энергосовет» рассказал об исследованиях, проведённых при поддержке Роснано: «Сначала обследовались взрослые, и было чётко установлено, что при соответствии параметров световой среды нормам офисного освещения воздействие светодиодного освещения ничем не отличалось, а по ряду показателей было позитивнее, чем люминесцентных ламп.

Люди меньше уставали, повышалась производительность труда, уменьшалось время «врабатывания» в тестовую задачу. Затем провели обследование в школе на разных возрастных группах. Там эффект был настолько разителен, что сомнений не осталось – правильно созданные светильники со светодиодами, собранные в световую установку под руководством профессионалов, дают только положительный эффект.

У детей в конце года в группе, обучавшейся под светодиодами 2 месяца, острота зрения выросла в 80 % случаев, а не снизилась, как это обычно бывает весной, особенно у подростков». [4]

Читайте также  Лампы для уличных фонарей городского освещения

Рис. 9. Первый в России демонстрационный и методический ресурсный кабинет по светодиодному освещению в школах, ГОУ Центр образования «Феникс» №1666.

Сотрудники НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН под руководством Текшевой Л. М. провели в центре образования «Феникс» масштабное исследование среди учащихся 4-11х классов – 16 классных коллективов, всего 370 человек. Исследовательский коллектив состоял из гигиенистов, психофизиологов, офтальмологов-педиатров, а также врачей диагностической клинической медицины. Изучалось влияние двух типов освещения, с люминесцентными лампами и светодиодного, на изменения функционального состояния систем детского организма (психоэмоциональное состояние, умственная работоспособность) и состояния зрительного анализатора. В обоих кабинетах были созданы равные условия: уровень освещённости – 400 лк; коэффициент пульсации – не более 10%; показатель дискомфорта – не более 15 у.е. При этом коррелированная цветовая температура источников света составляла в обоих случаях 4500 К.

Рис. 10. Светораспределение использовавшихся в работе светильников с люминесцентными (а) и светодиодными (б) источниками света и относительные спектры их излучения (в).

По результатам исследования, при работе в классе со светодиодными светильниками по сравнению с освещением люминесцентными лампами:

  • Наблюдаются более высокие количественные и качественные показатели умственной работоспособности у учащихся начальных классов, а у учащихся 5–11 классов к тому же и значительно меньшая (в 2–2,5 раза) распространённость случаев явно выраженного утомления.
  • У большинства школьников в процессе занятий отмечается меньшая распространённость дискомфортных эмоциональных состояний, а у младших школьников – и меньшая распространённость жалоб неврозоподобного характера.
  • Более 90% участников образовательного процесса (учащиеся и педагоги) оценивают освещение светодиодными источниками света как комфортное.
  • Комплексная оценка состояния зрения и умственной работоспособности учащихся 5–11 классов при работе с компьютерами показала, что светодиодная световая среда эффективно снижает негативное воздействие от компьютерной нагрузки по сравнению с люминесцентной.

Таким образом, исследования показали, что светодиодное освещение в учебных классах по сравнению с люминесцентным создает более благоприятную световую среду для зрительной и умственной работы учащихся разного возраста, их психофизиологического и функционального состояния. [5, 6]

Что говорится о применении светодиодных светильников в образовательных учреждениях в действующих российских нормативных документах?

  • Официальный информационный портал по энергосбережению, который является частью государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность» и площадкой для раскрытия информации в рамках федерального законодательства, https://gisee.ru

Источник: https://galad.ru/helpful/articles/1427280/

Настольная лампа для школьника. Выбираем правильный светильник для ребенка

Светодиодные лампы для школы как выбрать?

От настольной лампы, которую вы купите школьнику, зависит многое: от здоровья и безопасности ребенка до его интереса к учебе, творчеству или хобби. Поэтому выбору модели стоит уделить внимание. В статье отвечаем на вопросы, которые беспокоят родителей, и помогаем найти правильную настольную лампу для ученика.

DL7-9W-BL — современное решение для рабочего стола мальчиков и девочек школьного возраста

Почему нужен хороший светильник?

Этот источник поможет не только выполнять домашние задания, но и рисовать или моделировать, читать книги или журналы, работать за компьютером и решать много других задач. В среднем школьник будет проводить в его свете от 2 до 5 часов почти каждый день в течение нескольких лет. Чтобы все это время ребенок был в безопасности и занимался с комфортом, важно выбрать правильный светильник.

Хорошая настольная лампа

  • сохранит зрение и осанку;
  • создаст удобные условия для разных занятий;
  • поможет заниматься продуктивно и с удовольствием.

Какие бывают настольные светильники?

Настольная лампа MAXUS 1-DKL-001-02, которую офтальмологи рекомендовали для использования детьми

Декоративные и функциональные модели

К первым относят интерьерную светотехнику. Скорее всего, у вас в детской уже есть такая лампа, например, в форме цветка или сказочного героя. Но, несмотря на интересный дизайн, ее лучше отставить в сторону. Ведь сложная форма будет отвлекать ребенка от занятий. Кроме того, такие модели часто создают фигурные тени и не позволяют настраивать освещение за рабочим столом.

Школьнику стоит купить «взрослую» настольную лампу. Функциональный светильник может выглядеть не так интересно, но он создаст комфортный для учебы свет и позаботится о зрении и осанке школьника.

Со сменными или встроенными источниками света

Настольные модели делят на традиционные, в которые нужно устанавливать лампы, и решения со встроенными светодиодными модулями. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого из них

Обычные настольные модели представляют собой светильники, в которые можно вкрутить лампу накаливания, «экономку» или современный ЛЕД-источник. В этой категории много базовых моделей с невысокой ценой.

Но такие настольные светильники часто не имеют полезных функций: плавного сенсорного управления яркостью и цветовой температурой, аккумулятора для автономной работы и т. п. А после покупки родителям придется тратить время на выбор лампы, которая имеет подходящую яркость и оттенок лучей.

Светильники со встроенными LED-модулями полностью готовы к работе, потому что в них уже интегрированы светодиоды. Источник встраивается производителем и проходит лабораторный контроль качества, а значит, создает правильное освещение.

Большинство этих моделей даже базового уровня позволяют гибко управлять яркостью и оттенком света, имеют дополнительные полезные функции. Такие лампы больше нравятся школьникам, потому что выглядят современно. При этом они надежны и могут работать без замены ламп в течение нескольких лет.

Как выбрать правильный настольный светильник? Ключевые характеристики и нюансы

Модель Intelite DL2 black с удобным для зрения светом и подходящим функционалом

Качество освещения и безопасность

Главное, чтобы светильник был безопасным и способствовал продуктивной работе. Поэтому в традиционные модели лучше не устанавливать лампы накаливания. Они сильно греются и могут обжечь при контакте, а также бьются на острые осколки. Эти источники дают свет теплого спектра, который снижает концентрацию внимания.

«Экономки» — не лучшее решение для детской. Они содержат ртуть и другие вредные вещества, могут разбиться при неосторожном обращении.

Оптимальным выбором с точки зрения качества и безопасности для рабочего стола школьника будет LED-освещение. Можно выбрать традиционный светильник со светодиодной лампой или модель со встроенным модулем. При этом важно найти источник света, который:

  • не пульсирует;
  • равномерно освещает поверхность без ярких и темных зон;
  • правильно передает оттенки;
  • имеет светодиоды с длительным ресурсом работы.

Матовый свет. Настольный светильник со встроенными светодиодами должен иметь рассеиватель, который равномерно распределяет лучи и защищает от бликов. Лампу стоит купить матовую по тем же причинам.

Плафон

Чтобы защитить зрение от лишней нагрузки, правильно выберите плафон. Он должен быть довольно широким и освещать всю рабочую поверхность, но в то же время защищать от попадания прямых лучей в глаза. Для стола школьника не подойдут модели, создающие тени, или с полупрозрачными абажурами.

Сила света

На рабочем месте ученика нужен источник, максимальная яркость которого находится в диапазоне от 270 до 540 лм. Если интенсивность света будет меньше или больше, то глаза быстрее устанут.

Совет. Не забывайте, что вечером в комнате, где ребенок занимается, должен быть включен не только настольный светильник, но и общий свет.

Регулируемая яркость

Школьники учатся в разных условиях: вечером, утром, в пасмурные дни. Кроме того, обычно они решают задачи, которые требуют разного уровня освещенности (черчение и работа с мелкими деталями — более яркого, лепка — меньшей интенсивности). Поэтому важно, чтобы яркость легко адаптировалась к окружающему освещению и потребностям ребенка.

Самый удобный вариант управления яркостью — сенсор. С его помощью можно настроить свет максимально точно.

Высокая и гибкая ножка

Настольная лампа должна быть достаточно высокой — от 30–40 см. Это позволит осветить не только книгу, но и лист для рисования большого формата, монитор компьютера и адаптировать освещение для других задач.

Важно, чтобы направление света можно было менять. Это защитит ребенка от попадания прямых лучей в глаза при разной деятельности, а также поможет адаптировать свет к творчеству и другим занятиям.

Эргономика

Если школьнику будет неудобно настраивать лампу, скорее всего, он не установит оптимальный свет для занятий. Это приведет к лишней нагрузке на зрение и нервную систему. Поэтому перед покупкой убедитесь, что ребенок сможет без труда управлять светильником.

Эргономичные модели имеют:

  • сенсорное управление для точной подстройки;
  • гибкую ножку, она должна без труда фиксироваться в разных положениях;
  • корпус из материала, которые приятен при контакте с кожей;
  • кнопку включения-выключения на корпусе. Она повысит не только удобство, но и безопасность. Ребенку не нужно будет постоянно пользоваться розеткой.

Устойчивость

Школьники любого возраста много двигаются и играют, а иногда — слишком увлекаются и становятся невнимательными. Поэтому важно, чтобы светильник на рабочем столе был устойчивым. Это защитит от случайных падений.

Хорошим решением являются лампы с большим и увесистым основанием. Также можно выбрать светильник со штативом, который крепится на столе. Но в этом случае ребенок не сможет использовать лампу как ночник, а также для чтения и других занятий вне рабочего стола.

Цвет корпуса

Цвет корпуса должен быть таким, чтобы школьник не отвлекался от основной деятельности. Можно выбрать черный, белый, серый, золотой и другие спокойные тона. Предпочтите матовый материал, потому что глянцевые поверхности создают блики.

Настольная модель DL3–6W-WT, которую можно использовать не только на рабочем столе, но и как ночник

Цветовая температура

Ученые уже доказали, что оттенок освещения влияет на продуктивность. Поэтому современные родители выбирают для детей настольные лампы с функцией контроля над цветовой температурой. Холодный свет поможет ребенку справиться со сложными задачами, дневной — подойдет для обычных дел, а теплый — будет способствовать подготовке ко сну.

Если финансовой возможности выбрать такую лампу нет, остановитесь на нейтральном дневном тоне. Он подходит для любой деятельности.

Мнение офтальмологов

Чтобы быть уверенным в безопасности освещения, купите модель, которая одобрена врачами.

Как выбрать лучшую настольную лампу?

Если светильник соответствует всем критериям, которые указаны выше, вы хорошо позаботились о школьнике. А если есть возможность обеспечить ученику максимум удобства, обратите внимание несколько деталей.

Современная настольная лампа не только создаст необходимые условия для занятий, но и вызовет интерес ребенка и поможет учиться с удовольствием. Такая модель — отличный подарок к началу или окончанию учебного года, а также другим праздникам.

Смарт-лампа для школьника DL7–9W-WT с регулируемой цветовой температурой и Bluetooth-колонкой

Аккумулятор

Встроенный блок питания делает настольный источник света удобнее. С такой лампой можно читать в кресле, рисовать летом на веранде или во дворе, а также заниматься в других местах, где нет розеток. При необходимости ее можно будет взять с собой к бабушке или в путешествие.

Зарядка через USB

Эта функция позволит использовать лампу, если рядом нет розетки. Ведь ее можно будет подключить к ноутбуку или компьютеру. Кроме того, такой вариант зарядки поможет избавиться от лишних проводов под столом.

Smart-функции

Сегодня даже первоклассники, не говоря о подростках, активно пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. А значит, им понравится лампа, от которой можно зарядить технику.

Чтобы сделать жизнь ребенка еще комфортнее, выберите светильник со встроенной колонкой. С ним школьник сможет заниматься творчеством под любимые треки и засыпать в уютном теплом свете лампы под расслабляющие мелодии.

Читайте также  Лампы галогеновые бытовые 220 вольт

Индивидуальные потребности

Перед покупкой подумайте сами и поговорите с ребенком, возможно, у вас появятся дополнительные требования. Например, ученику, который увлекается моделированием крупных объектов или рисует на бумаге большого формата, полезна лампа с более высокой ножкой и т. п.

обзор лампы для школьников от юного владельца

Как выбрать светильники без споров с ребенком?

Школьники — уже не малыши, поэтому выбирать лампу лучше вместе с ребенком. Детям этого возраста важно самим принимать решения и участвовать в процессе. Конечно, мнения родителей и детей о том, какая лампа лучше, могут не совпасть. Чтобы избежать ссор, можно использовать такой способ.

Предварительно выберите в интернет-магазине несколько светильников, которые соответствуют основным параметрам и семейному бюджету. И предложите школьнику найти среди них модель, которая больше нравится. Так ребенок будет чувствовать, что его мнение важно, а вы сможете купить правильный светильник.

На этом мы завершаем статью, потому что рассказали обо всех нюансах выбора настольной лампы для школьника. Если вам важно узнать о том, как правильно расположить светильник на столе, прочитайте об этом в предыдущем материале.

Источник: https://maxus.com.ua/ru/blog/nastolnaia-lampa-dlia-shkolnika-vybyraem-pravylnyj-svetilnik-dlia-rebenka

Как выбрать светодиодную лампу

Светодиодные лампы для школы как выбрать?

Яркость светодиодной лампы характеризуется световым потоком, который измеряется в люменах (лм, lm). Насколько ярко вы хотите осветить офис или комнату, решать вам. Но старайтесь придерживаться рекомендаций СНиПа :

Тип помещения Норма освещённости (лм/кв. м)
Спальня, кухня 150
Детская комната 200
Ванная, туалет 50
Офис общего назначения 300
Офис для чертёжных работ 500

Чтобы определиться с мощностью ламп и их количеством, воспользуйтесь таблицей. Также она отражает соответствие привычных лампочек накаливания пришедшим им на смену светодиодным.

Световой поток (лм) Светодиодная лампа (Вт) Лампа накаливания (Вт)
250 3 25
400 5 40
650 8 60
1 300 14 100
2 100 22 150

Из таблицы видно, насколько меньше энергии потребляют светодиодные лампы. Это одна из основных причин их популярности.

Цветовой спектр

Не менее важную роль при выборе лампы играет и цвет излучаемого потока. За него отвечает цветовая температура, которая измеряется в градусах Кельвина (К). Чем меньше этот параметр, тем теплее будет свет.

Цветовая температура (К) Оттенок света
2 700–2 800 тёплый жёлтый
3 000 тёплый белый
4 000 нейтральный белый
6 000 холодный белый

Наиболее комфортными для дома считаются жёлтые оттенки: они помогают расслабиться и отдохнуть. Тёплый белый свет рекомендуется при работе в офисных помещениях. Считается, что он повышает работоспособность. А лампы с холодным белым светом предназначены только для нежилых хозяйственных помещений.

Диапазон напряжения и индекс цветопередачи

Если обычные лампы накаливания без потери яркости работали при напряжении 220 В, то большинству светодиодных для стабильного излучения достаточно и более низких значений. То есть владельцы таких ламп даже не заметят перепадов напряжения в электросети.

При покупке старайтесь выбирать диапазон напряжения с наибольшим разбросом значений.

То, насколько естественно будут передаваться цвета предметов в свете той или иной лампы, определяет индекс цветопередачи. Он обозначается параметром CRI (color rendering index) или Ra. Чем выше индекс цветопередачи, тем естественнее будут выглядеть освещаемые предметы.

В жилых помещениях рекомендуется использовать лампы с индексом не меньше 80 CRI или Ra.

Угол рассеивания

Светодиоды устроены так, что способны светить только перед собой: в сторону отклоняется очень малая часть света. Поэтому обращайте внимание не только на их количество, но и на то, как они расположены. От этого напрямую будет зависеть угол рассеивания. Для разных моделей ламп он может быть от 30 до 360 градусов.

Пульсация света

Свет некачественных ламп часто пульсирует. Это незаметно для глаза человека, но может оказывать негативное влияние на нервную систему и привести к ухудшению зрения.

Приобретайте лампы с диапазоном пульсации не более 5–15%.

Срок службы и производитель

Светодиодные лампы имеют средний срок службы от 10 000 до 50 000 часов. Фактический установить весьма непросто, потому что технологии совершенствуются изо дня в день, срок службы рассчитывается только в теории.

Гарантия на такие лампы даётся от 1 до 5 лет и зависит от производителя. Обязанность магазина — заменить лампу, если в течение гарантийного срока она вышла из строя.

Производителей светодиодной техники сегодня великое множество. Причём не все они указывают на упаковке достоверную информацию о лампе. О реально же измеренных значениях той или иной лампы можно узнать, воспользовавшись сервисом тестирования lamptest.ru.

На его страницах собрано множество обзоров, статей и независимых тестов светодиодной продукции. Здесь можно не только узнать всё об интересующей модели, но и подобрать конкретную лампу под ваши нужды: для этого укажите необходимые параметры и нажмите кнопку «Показать».

Как правильно выбрать светодиодную лампу

Чтобы выбрать лампу, которая создаст комфортное освещение, долго прослужит, не причинит вреда здоровью и значительно сэкономит электроэнергию, воспользуйтесь следующими советами.

  1. Цветовой спектр лампы для квартиры не должен превышать 3 000 К. Если вам нужна лампа для офиса, остановите выбор на температуре 4 000 К. Лампы 6 000 К и выше следует использовать только в хозяйственных помещениях.
  2. Выбирайте лампы с разбросом напряжения 110–230 В.
  3. Индекс цветопередачи должен быть не меньше 80 CRI.
  4. Пульсация лампы не должна превышать 15%. Её легко можно проверить в магазине: вкрутите лампочку в цоколь и поднесите к ней камеру смартфона. При высокой пульсации изображение на экране будет мерцать.
  5. Обязательно проверьте работоспособность лампы. Практически все магазины электротехники располагают подобной возможностью.

Источник: https://Lifehacker.ru/svetodiodnye-lampy/

Освещение школьных классов и учебных аудиторий

Светодиодные лампы для школы как выбрать?

28 Янв в 15:16Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.

Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) < 60 и с устаревшими электромагнитными ПРА, из-за которых коэффициент пульсации освещенности превышает 30 %. Использован спектрометр Uprtek mk350n и люксметр-яркомер-пульсметр ЕЛАЙТ02

Содержит требования к документально подтверждаемым и проверяемым параметрам световой среды, шаблон протокола осмотра систем освещения и рекомендации по устранению несоответствий.

1. Требования к световой среде

Световая среда — совокупность измеряемых или описываемых влияющих на человека факторов окружающей среды, связанных с освещением.

1.1. Общие требования к параметрам световой среды для классов и учебных аудиторий

1.2. Дополнительные требования к светодиодным светильникам

2. Параметры световой среды: описание и способы определения

Параметры световой среды можно измерить или проконтролировать. Несоответствие является основанием для корректирующих действий.

2.1 Средний уровень освещенности парт в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 не должен быть ниже 400 лк. Минимальная освещенность парт не должна быть ниже 90 % этой нормы.Причиной несоответствия может быть постепенное снижение светового потока люминесцентных ламп. Если в помещении не работает более одной люминесцентной лампы, скорее всего, лампы заменяются при выходе из строя, а не по графику. В таком случае необходим приборный контроль освещенности.

Для визуального комфорта разница освещенности парт неважна, но доска должна быть освещена не хуже парт. По СП 52.13330.2016 освещенность центра доски не менее 500 лк. Часто норма не соблюдается из-за того, что для доски нет отдельного светильника. Общим освещением выполнить норму можно, увеличив количество потолочных светильников в полтора раза. Чего, конечно, не делается. И хорошо освещенные дети смотрят на плохо освещенную доску.

В вузах отдельного требования к освещенности доски нет.

Единственный способ определить освещенность — измерить люксметром из реестра средств измерений со свидетельством о поверке или сертификатом о калибровке. Люксметры, не имеющие таких документов, могут ошибаться на десятки процентов. А программы для смартфона, якобы измеряющие освещенность, ошибаются в несколько раз.

Рис. 2. Светотехнический расчет школьного класса в программе Dialux

Освещенность рассчитывается с помощью программы Dialux [1] (рис. 2) или вручную [2].
Размеры, расстановка парт и даже цвет стен в учебных учреждениях определены санитарными требованиями и однотипны. Это позволяет использовать упрощенную унифицированную методику оценки средней освещенности E парт. Для этого нужно суммарный световой поток F потолочных светильников разделить на площадь класса S и дополнительно умножить на поправочный коэффициент 0,6:

.
2.2. Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения. Питание светильника переменным сетевым напряжением приводит к пульсациям освещенности под светильником с частотой 100 Гц. Пульсации незаметны, но затрудняют перевод и удерживание взгляда [3]. Глубина пульсаций зависит от источника питания светильника, ее можно измерить портативным люксметром-пульсметром.СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1278-03 устанавливают требования к уровню пульсаций освещенности в классных комнатах не выше 10 %; а в соответствии с ПП РФ № 1356 с 1 января 2020 года пульсации светового потока вновь приобретаемого осветительного оборудования должны быть не выше 5 %.Коэффициент пульсаций люминесцентных ламп старого типа с электромагнитным ПРА (ЭмПРА) — 40…45 %, ламп накаливания — 10…15 %. У современных светодиодных светильников — обычно не выше 1…3 %.

Однако и среди светодиодных светильников встречаются модели с упрощенным источником питания и пульсациями, не соответствующими нормам.

Высокий уровень пульсаций проявляется, когда светильник снимают на камеру смартфона (по изображению идут темные полосы), и виден на карандашном тесте (движущийся на фоне светильника карандаш, как под стробоскопом, будто замирает в некоторых положениях (рис. 3)).

Рис. 3. Уровень пульсаций 45,5 % освещенности для люминесцентного светильника с электромагнитным ПРА. И вызываемый этими пульсациями стробоскопический эффект при карандашном тесте [3].

Смартфон и карандаш — не средства измерения, результаты таких «проверок» показывают проблему, но не имеют юридической силы, однако являются достаточным основанием для измерения пульсаций с помощью прибора.

2.3. Индекс цветопередачи Ra ≥ 80 (или CRI ≥ 80) характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт. Он зависит от количества цветов радуги в спектре, определяет количество цветовых оттенков в сцене и соответствие этих оттенков тем, что видны под естественным освещением. Использование света высокой цветопередачи улучшает качество жизни, позволяет видеть больше и яснее. Использование источников света с низкой цветопередачей приводит к общему гнетущему впечатлению [4].

Рис. 4. Пример лампы с цветовым кодом в маркировке 765, что означает цветопередачу Ra = 70 и цветовую температуру КЦТ = 6500 К

CRI (color rendering index) — система индексов цветопередачи. Ra — наиболее важный общий индекс, значение которого нормируется. Правильно говорить о значении Ra, но производители светильников в паспорте часто пишут «CRI», не уточняя, что идет речь об Ra.Для учебных классов и аудиторий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СП 52.13330.2016 устанавливают норму Ra ≥ 80.

Приобретение люминесцентных ламп с индексом цветопередачи менее 80 для государственных учреждений (школ, вузов, больниц и пр.) запрещает п. 2 Постановления Правительства РФ № 898 от 28 августа 2015 г., а использование светодиодных светильников с индексом цветопередачи менее 80 ограничено п. 24 Постановления Правительства РФ № 1356 от 10 ноября 2017 г.Люминесцентные лампы и светодиодные светильники выпускаются с Ra ≥ 80, Ra ≥ 90 и даже Ra ≥ 95.

Источники света с повышенной цветопередачей применяются при особенных требованиях к качеству света, к примеру в школьной художественной студии.

Наблюдения за тем, как выглядит, к примеру, кожа ладони под дневным светом и искусственным освещением, позволяют «на глаз» отличать свет с низкой и высокой цветопередачей. Но этот метод неточен. Значение цветопередачи можно определить только с помощью спектрометра.

2.4. Коррелированная цветовая температура (КЦТ), или цветовая температура, не выше 4000 К —важное требование. Холодный белый (т. е. с синим оттенком) свет цветовых температур 5000, 6000, 6500 К и т. д., особенно при низкой цветопередаче и освещенности, воспринимается как синюшный или «слепой» свет. А избыточное содержание синей компоненты в спектре вызывает нарекания у специалистов по нарушениям сна.Теплый (т. е. с желтым оттенком) свет цветовой температуры 2700 или 3000 К допускается, но нравится не всем, так как кажется недостаточно ярким.

Читайте также  Лампа для первоклассника какую выбрать?

Теплый свет целесообразно использовать вечером, но утром и днем при недостаточном уровне естественного освещения провоцирует сонливость и снижение работоспособности.Не все предпочитают выраженно теплый или холодный свет. Нейтральный белый свет без синего или желтого оттенка с цветовой температурой 4000 К — обоснованный компромисс, устраивающий большинство. Это значение указывалось в рекомендациях гигиенистов, на основе которых составлялись нормативные документы. Свет этой цветовой температуры чаще других используют в общественных помещениях.4000 К — типовое округленное значение, которому по ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные.

Светотехнические требования и методы испытаний» соответствует диапазон 3710…4260 К. Этот допуск обоснован естественным разбросом параметров источников и разницей температуры света, идущего от светильника под разными углами. Поэтому если в паспорте указано 4000 К, а прямой замер спектрометром показывает, к примеру, 4100 К — несоответствия нет. Для сравнения с нормативом необходимо округлить значение КЦТ 4100 К до 4000 К и уже округленное значение должно соответствовать условию «не выше 4000 К».

Необходимо отметить, что требование к цветовой температуре не выше 4000 К устанавливается только для светодиодных светильников письмом Роспотребнадзора № 01/11157-12-32. Для люминесцентных светильников таких ограничений закон не устанавливает.

Так как устанавливается не конкретное значение цветовой температуры, а диапазон, возможно использование осветительных приборов с автоматически изменяемой цветовой температурой в течение суток.

2.5. Условный защитный угол светодиодных светильников не менее 90° означает запрет потолочных светильников, в которых видны не закрытые рассеивателем светодиоды.

Рис. 5. Слева направо: рассеиватель из матового пластика; из прозрачного пластика с призматическим тиснением; из прозрачного пластика с тиснением «колотый лед»

Рассеиватели из прозрачного пластика с тиснением в виде призм, «колотого льда», шагрени и пр. в некоторых случаях недостаточно снижают неприятную яркость светодиодов. Потолочные светильники с такими рассеивателями светят преимущественно под себя, в результате чего свет в помещении идет сверху вниз, создавая тягостное впечатление «как в колодце».
Рассеиватели из светорассеивающего пластика — матовые (диффузные, опаловые или молочные), обеспечивают больший зрительный комфорт, равномернее освещают рабочие поверхности и лучше освещают вертикальные поверхности. При выборе нового оборудования целесообразно выбирать матовые рассеиватели.

2.6. Габаритная яркость светодиодных светильников не выше 5000 кд/м2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.
Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м2, если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.

Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.
Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.

2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями.

Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.

Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильниковНедостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

Источник: https://SE7EN.ws/osveshhenie-shkolnykh-klassov-i-uchebnykh-auditoriy/

Как выбрать настольную лампу для школьника

Светодиодные лампы для школы как выбрать?

Освещение рабочего места обычно производят с помощью настольного светильника. Бывают они абсолютно разной формы, мощности и могут обладать индивидуальными особенностями. Подобрать правильно настольную лампу очень важное занятие и следует подходить к нему с полной серьёзностью.

Особенного внимания нуждаются настольные лампы для школьников, используя которые дети делают домашние задания или занимаются любимым хобби. В детском возрасте не сформировавшийся организм особенно чувствителен. Также разберёмся, какая лампочка лучше светодиодная или энергосберегающая и какой вред может от них исходить.

Разновидности настольных светильников

Настольные лампы можно разделить по многим критериям, внешнему виду, специфике работы, характеру устанавливаемой лампочки и прочие показатели. Самой распространённой характеристикой является способ установки. Настольные лампы могут быть как закрепляемыми на краю стола, так и с собственной ножкой.

Различные варианты настольных светильников

Первый вариант обычно обладает удобной ножкой трансформером, которая позволяет лучше регулировать высоту и угол свечения. Высота регулировки может варьироваться от двадцати сантиметров до одного метра, но бывают разновидности и с большей длинной ножки. Помимо закрепления на краю стола их можно установить и на стену рядом с рабочей зоной, что ещё более экономит пространство.

Разновидность настольных ламп, которые имеют своё основание и просто ставятся на стол. Обладают увесистой основой, которая помогает её быть устойчивой и работать в любой возможном положении.

Ножка такого устройства может быть как динамической, так и статической. Если ножка способна изменяться и гнуться, но диапазон значительно меньше, чем у первого варианта ламп, и составляет не более сорока сантиметров.

Также существуют варианты настольной лампы, где присутствует возможность регулировки интенсивности света. Это очень удобно и позволяет включать большую мощность, когда это необходимо. Настольная лампа для школьников оснащённая такой функцией способна помощь выполнять ребёнку домашнее задание разной сложности в более комфортных условиях.

На что стоит обратить внимание

На какие особенности строения следует обратить внимание в первую очередь, чтобы подобранная настольная лампа для школьника была подходящей?

Мы подготовили небольшой список таких составляющих:

  1. Плафон.
  2. Ножка светильника.
  3. Дизайн.

Что касается плафона, то он изготавливается обычно из металла и пластика. Оба варианта одинаково хороши, но при разных условиях. Металлический корпус очень прочный, но сильно нагревается от лампочки, из-за чего ребёнок может получить травму и обжечься.

Пластмассовые плафоны можно использовать с лампочками, имеющими низкую рабочую температуру, но при этом он может разбиться при падении или ударе.

Следует уделить внимание выбору материала и продумать все нюансы. Используя светодиодные лампочки можно не беспокоиться о нагреве и быть спокойным, что ребёнок не обожжётся.

По форме дизайнеры светильников себя ничем не ограничивают. Сегодня можно найти абсолютно разнообразные вариации форм. Но для школьников рекомендуется использовать конусообразный плафон. Он хорошо рассеивает свет и обладает эргономичной формой. Специалисты рекомендуют выбрать зелёный цвет. Он не раздражает глаза и хорошо вписывается в любое помещение.

Ножку следует подбирать с возможность регулировки высоты и угла падения светового потока. Лучше всего подойдут лампы на проволочной ножке, их очень легко регулировать и зачастую они отлично подходят по всем требованиям своей функциональности. К тому же проволочная ножка достаточно надёжная и защищена от повреждений.

Организация рабочего места школьника

Также хорошо могут служить механические ножки, из металла. Но подойдут только те разновидности, имеющие автоматическую фиксацию положения. Дети могут не справиться с механизмом зажатия и сложной регулировкой положения лампы.

Устройства на такой ножке способны отлично подойти ко всем требованиям, легко регулируются и зачастую имеют больший функционал, чем проволочное основание.

Не выбирайте основание покрытие глянцевым или блестящим материалом. Такая поверхность хоть и выглядит красиво, но она будет мешать детям выполнять домашние задания.

Свет будет отражаться и попадать в глаза, что вызовет дискомфорт. Постарайтесь не использовать таких светильников и выбирать матовые поверхности.

Для экономии места на рабочем столе, рекомендуется применять настольные лампы способные закрепляться на края, либо с возможность закрепить на стену. На край стола закрепляются с помощью зажимного винта, который плотно фиксирует конструкцию на краю.

К стене светильник крепится специальным креплением и саморезами или анкерными клиньями.

Выбираем тип используемой лампочки

Сейчас существует множество разных вариантов источников света, такие как:

  • Лампы накаливания – один из устаревших способов освещения.
  • Галогенные – находится на раду с лампами накаливания и обладает той же затухающей тенденцией на спрос.
  • Энергосберегающие – более современный вариант, очень широко используются для освещения на сегодняшний день.
  • Светодиодные – самая современная технология, обладает высочайшим качеством и стремительно растущей популярность.

Сегодня мы поговорим о двух последних вариантах, светодиодных и энергосберегающих лампах. Опишем их преимущества, недостатки и вредят ли оно здоровью ребёнка.

Сравнивая работоспособность обеих вариантов, тогда, без сомнений, именно светодиоды занимают первое место. Они обладают лишь одним минусом, перед всеми своими конкурентами, это высока стоимость. Но если просчитать всю экономия и прочие превосходящие показатели, высокая цена полностью себя оправдывает и лампочка окупается.

Энергосберегающая лампа в общем способна работать практически так же качественно, как и светодиодная. Она довольно экономичная, излучает качественный яркий свет что хорошо для зрения, не нагревается до критичных температур.

Но обладает существенным минусом, в её составе присутствуют ядовитые пары ртути, которые губительны для человеческого и тем более для организма детей. Ребёнок может разбить такую лампочку и пары попадут в окружающую среду, что является не лучшим вариантом.

В свою очередь, светодиодные лампочки не имеют абсолютно никаких вредных веществ и не способны нанести вред человеческому организму. К тому же они существенно лучше по качеству и лучше подойдут для выполнения домашних заданий ребёнком.

Поэтому для детей и детской комнаты лучше потратить большую сумму и приобрести более качественную лампочку и быть спокойным за детей. Можно сделать вывод, что светодиодная настольная лампа для школьника будет самым лучшим вариантом.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: http://ProOsveschenie.ru/dlya-doma-i-kvartir/nastolnuyu-lampu-dlya-shkolnika.html